Ничего личного, только шашлык
Ресторанно-гостиничный комплекс «Урарту», где в воскресенье прошел пятый фестиваль «Барбекю-шоу», похож на дверцу холодильника в доме любителя путешествий.
Знаете, на такой еще часто имеется коллекция не похожих друг на друга магнитиков из разных стран. А вот огромные ворота «Урарту» украшают сфинксы и египетские иероглифы, за ними искусственный пруд с живыми лебедями, на берегу которого — Эйфелева башня в полтора человеческих роста. Фасад «Урарту» исполнен в средневековом стиле, но перед ним стоят пластиковые фигуры персонажей мультфильмов Диснея. Все это совершенно не вяжется друг с другом, но каким-то невероятным образом создает уют. Как будто хозяин отовсюду привез то, что посчитал самым лучшим. Я так увлеклась странными интерьерами, что не сразу заметила главное — здесь не хватает самого «Барбекю-шоу».
— И что мы здесь делаем? — грустно спрашивает меня промокший под дождем фотокорреспондент Александр.
— Вы что здесь делаете? — вторит ему серьезный мужчина, выглянувший из ресторана. — Заходите внутрь!
Это Григор Малхасян, владелец комплекса. Он объясняет нам, что воскресный дождь загнал «Барбекю-шоу» под крышу. На втором этаже проходит запланированная развлекательная программа, внизу на большой ресторанной кухне готовят повара-конкурсанты. А в отдельной комнатке, единственной, исполненной в грузинском стиле, сидит жюри и ждет угощения. По традиции в кулинарном соревновании приняли участие рестораны и кафе Тюмени и других городов.
Несмотря на щедрое приглашение Григора Малхасяна присоединиться к жюри за столом, я рвусь в гущу событий — на кухню.
Запах там стоит умопомрачительный! На шампурах шипят и румянятся шашлычки из свинины. Шеф-повар ресторана домашней кухни «Грузинка» Иракли Кобалия с задумчивым видом пробует зеленоватый соус (особый рецепт для конкурса).
— Хорошо, наверное, в Грузии шашлыки жарить, там теплее, — говорю я ему, греясь возле мангала. — А в России, тем более в Тюмени, полгода лютая зима, полгода просто прохладно.
— Да вы что! Зимой шашлыки жарить — это же особенное удовольствие. Снег красивый хлопьями, а шашлычок горячий. Заберись под крышу беседки на даче и наслаждайся, — мечтательно отвечает Иракли. — Нет, шашлык он где угодно хорош: хоть в Грузии, хоть в России.
По мнению Иракли, главное в приготовлении хорошего мяса — внимательность. Заметили, что шашлычок подрумянился, но еще шкварчит, значит, пора снимать. Важно не передержать его на огне, иначе мясо получится жестким и сухим.
Рестораны и кафе работают небольшими командами. Но есть на кухне и игрок-одиночка. Андрей Згода приехал в Тюмень из Норильска
на конкурс профессионального мастерства — он водитель автобуса.
— А как вы на барбекю попали? — удивляюсь я.
— Ну, а что? Eсть еще несколько дней до отъезда домой. Вот я и подумал, что в отеле сидеть скучно, — скромно улыбается Андрей. — Пришел, курочки пожарил. Мое фирменное блюдо.
В это время в «грузинской комнате» команды начали презентацию блюд для жюри. Традиционно участников судит Давид Хачатрян, член национальной гильдии шеф-поваров России. Для Давида важны не только вкус и способ приготовления, но и подача. Однако некоторые участники подойти к именитому шеф-повару постеснялись.
— Лидия, а в этом люля-кебабе лук есть? А мясо какое? — спрашивает Давид у конкурсантки, представляющей кафе «Робинзон».
Женщина признается, что готовила не она, а шашлычник Ашот. Но сам он идти представлять блюдо смущается, у него «плохой русский язык».
— А у нас хороший? Армянский забыли, русский не выучили, — шутит шеф-повар.
— Так они и не армяне, — поправляет Григор Малхасян.
— Как так?! Робинзон же был армянином, — смеется Давид Хачатрян.
По поводу происхождения Робинзона за столом жюри разгорается небольшой спор. А после Давид Хачатрян на вкус определяет, что лука в кебабе нет, а мясо телячье. Испытывают вкусовые рецепторы шеф-повара и участники из ресторана «Грузинка». Подавая свой особый зеленый соус, Иракли говорит:
— Вы сначала попробуйте и скажите, что там, а потом уж я скажу.
Давид Хачатрян соглашается.
— Чувствую, орешки добавили, оливковое масло… Возможно, базилик зеленый. Пожалуй, все.
— А еще там есть тархун, — ликует Иракли.
— Нет, тархуна не чувствую, — спорит Давид.
— А он есть, — настаивает шеф- повар «Грузинки». — Сам добавлял.
Наблюдая за этим спором, я внутренне вздыхаю. Не видать теперь «Грузинке» победы. Кто же так общается с жюри?
Я, признаюсь, тоже попробовала по кусочку каждого шашлыка. Больше всего мне понравилась работа шеф-повара сети грузинских ресторанов «Кацо». Шашлыки были небольшими, аккуратными, украшенными зернами граната, давшими блюду сочность и кислинку.
Но что я? Настало время сказать свое слово профессиональным поварам. Объявление победителей начинается с третьего места. Eго как раз и занимает Акаки Базандарашвили, бренд-шеф «Кацо». Второе достается гостям из Курганской области — ресторану «Арарат». А первое, на мое удивление, «Грузинке». Давид крепко жмет руку Иракли Кобалия и поздравляет с победой. Он оказался беспристрастным судьей.
***
фото: Шашлык где угодно хорош: хоть в Грузии, хоть в России ;Иракли Кобалия делится секретами приготовления.