X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Актером быть не запретишь

Каждое лето тысячи абитуриентов штурмуют здания ГИТИСа, Щепкинского училища и Щукинского института. Разглядят ли мастера будущих актеров знаменитых сцен в провинциальных девушках и юношах?

Голос дрожит, мысли путаются. Неуместная улыбка появляется на лице во время чтения отрывка трагедии. Привести в чувство разволновавшегося абитуриента способен только вопрос председателя комиссии: «Споете нам что-нибудь?»

Большинство поступающих в столице проваливают экзамены и возвращаются в родные города. Но есть исключения. В том числе и среди тюменцев, которым удалось покорить легендарные вузы и попасть на курс к известным мастерам. Мне довелось побеседовать и с теми, и с другими. А также получить комментарий театрального педагога.

Александра Чеблакова, 22 года:

— Я прослушивалась в шести московских вузах. Какими же огромными там были очереди! Известных мастеров не встречала, но в коридорах попадались артисты, чьи лица мне знакомы по фильмам.

В кабинет к преподавателям мы заходили группами. Конечно, волновались. Во МХАТе из нашей десятки не взяли вообще никого. В институте театрального искусства я прошла во второй тур, но все равно не поступила. На прослушивании читала отрывки из прозы Булгакова и Тэффи, стихотворения Цветаевой и Eвтушенко. Мастера прерывали едва ли не после каждого абзаца. Наверное, я что- то делала не так.

Не всегда понятно, почему комиссия выбирает одних, отвергая других. Главное, не отчаиваться. Я буду пробовать, пока не поступлю! Неважно, сколько времени это займет. Может быть, даже не в Москву. Пожив в столице, я поняла, что это — не совсем мой город.

Михаил Новгородов, 25 лет:

— Москва стала для меня местом разочарования. Два года подряд я поступал в Щукинский, Щепкинское, школу МХАТ и ГИТИС. Меня никуда не брали. На третий раз удалось поступить в «Щепку» в мастерскую Ольги и Юрия Соломиных. На бюджет! Но отучился лишь год. Одной из причин ухода стала моя любовь к эпатажному творчеству Романа Виктюка. Приверженность его школе и театру в мастерской не приветствовалась. Было тяжело расставаться с друзьями, одногруппниками, педагогами и старинными стенами «Щепки». Но тем же летом меня с первого раза взял к себе на курс Роман Виктюк! Сейчас я учусь у него, параллельно работаю в театре, ставлю студенческие спектакли. После четырех лет жизни в Москве я полюбил этот город и возвращаться в Тюмень не хочу.

Варвара Сополева, 27 лет:

— Девять раз я поступала в Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) в Санкт-Петербурге. И теперь, когда учусь на первом курсе в режиссерской мастерской Анатолия Праудина, понимаю: все эти девять раз были нужны. Во-первых, чтобы найти своего мастера — об этом говорят все заядлые посту- пальщики (я знаю таких, кто и 13 раз поступал). Мастер и педагоги мастерской — это люди, которым ты доверяешь свое человеческое и художественное воспитание, даже свою судьбу. Во-вторых, в делах театральных всегда есть нечто, до конца не познаваемое. Когда просто чувствуешь, что наконец очутился на своем месте и делаешь, что должно. Это очень простая истина, хотя может потребоваться время, чтобы ее постичь.

При этом я считаю: связывать судьбу с театром, тем более выбирать профессии актера и режиссера, нужно только в том случае, если действительно не представляешь жизнь в другом ключе.

Eлена Орлова, заслуженная артистка России, преподаватель кафедры актерского искусства Тюменского государственного института культуры:

— В нашем колледже на актерском отделении учился студент, который потом продолжил образование в консерватории в Петербурге, стал балетмейстером. Другая моя ученица продолжила обучение на отделении киноведения и продолжает играть. Но таких, конечно, единицы. Безусловно, Москва и Питер предлагают много вариантов развития, и театров там значительно больше, чем в провинции. Eще один плюс столиц в возможности продвижения. В Москве ты учишься, за тобой наблюдают знаменитые мастера, ты можешь ходить на кастинги, сниматься в кино. Но не всегда столичная жизнь делает человека глубоким и серьезным актером.

В наше время артисты, в каком бы городе они ни жили, могут заниматься самообразованием: смотреть спектакли онлайн, выезжать на фестивали, смотреть хорошее кино. В театре это называется пассивной практикой.

Да и с «активной» особых сложностей нет: в Воронеже, Eкатеринбурге, Саратове тоже есть мастера. В Тюмени на кафедре есть специалисты, окончившие и Щепкинское, и ВГИК. Абитуриенты стараются попасть к ним, зная, что смогут многое почерпнуть. Так что не важно, где ты занимаешься, важно, у кого.

Многие хорошие актеры остались на периферии: в Тюмени, Тобольске, Липецке, Уфе, Самаре. И нисколько не жалеют об этом. Однако если вы твердо решили, что хотите обучаться актерскому мастерству в столичном вузе, — пробуйте, поступайте, не бойтесь. И не переживайте, если удастся не сразу. Возможно, ваше время еще не пришло.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Актеры тюменского студенческого театра «Актис» под управлением Елены Орловой и Валерия Архипова играют спектакль «Бальзаминов».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта