Вместо пустырей и деревяшек
«Наконец-то снесли этот ужас!» — радовалась моя соседка, показывая на место, где много лет стоял обгоревший одноэтажный дом. Eще накануне прохожие с опаской поглядывали на длинные доски его крыши, торчавшие как раз на уровне их голов.
Таких заброшенных полуразрушенных построек в нашем городе еще много. Только в районе улицы Полевой, реконструкция которой началась в прошлом году, не меньше десятка. Один дом на углу с улицей Свободы, завалившийся почти на 45 градусов, чего стоит! А двухэтажка на углу с Ямской и заросший бурьяном пустырь возле нее вообще отличная декорация к фильму ужасов.
Почему бы не снести эту рухлядь и не разбить скверы с игровыми площадками или построить что-то красивое и полезное? К счастью, не мне одной приходят в голову такие мысли.
Программа развития застроенных территорий действует в нашем городе с 2008 года. Об этом на очередном заседании постоянной комиссии по градостроительству и землепользованию городской Думы напомнила исполняющая обязанности директора департамента земельных отношений и градостроительства Ольга Паршукова. Эта программа направлена в первую очередь на ликвидацию ветхого и аварийного жилого фонда. Специальная комиссия, в которую входят специалисты администрации города и ЖКХ, а также других ведомств, выявляет отслужившие свой век постройки. Этим домам присваивается соответствующий статус, и если таких аварийных зданий сразу несколько, то они могут попасть в ту самую программу развития застроенных территорий.
На данный момент таких территорий в Тюмени 18, и по 15 из них уже заключены договоры о развитии, проинформировала Ольга Паршукова. О каких именно районах идет речь, можно узнать на сайте www.tyumen-city.ru. В некоторых предполагается снести четыре-пять многоквартирных домов (как в районе улиц Харьковской — Холодильной — Минской). В других, как, например, в границах улиц Амурской, Восстания, Интернациональной, — 34.
Особенность программы в том, что затраты по сносу и расселению старых домов ложатся на плечи застройщика, выигравшего конкурс. Он же разрабатывает документацию по развитию территории и проект межевания. При этом оговариваются достаточно жесткие условия, и если застройщик не укладывается в отведенные сроки, ему грозят санкции. Поэтому, говорит Ольга Паршукова, долгостроев на таких территориях не бывает. Eдинственный минус — городские власти вынуждены отдавать на откуп застройщика новый архитектурный облик этой территории. Законодательство не предусматривает какого бы то ни было вмешательства со стороны муниципалитета. И, к сожалению, не всегда то, что строится на месте старых объектов, соответствует чаяниям горожан.
Вопрос о современных планировочных и архитектурных решениях, а также о применении более качественных материалов при строительстве новых жилых комплексов задал депутат Андрей Потапов. Он отметил, что не пристало в XXI веке строить дома из железобетонных блоков, эти технологии должны уйти в прошлое. У нового поколения более высокие требования к комфорту как квартир, так и районов в целом.
Ольга Паршукова согласилась, что вопрос архитектурного облика города актуален, и напомнила, что администрация города на конкурсной основе выбрала проект реконструкции улицы Ленина. К ней приступят уже в этом году. И с застройщиками, участвующими в программе реновации застроенных территорий, ведутся переговоры в этом направлении, заверила она.
— Но не все так радужно, — отметила Ольга Паршукова. — Мы являемся первопроходцами в реализации этой программы, на нашем примере учатся другие регионы. Поначалу не все территории оказались востребованными. Пришлось пересмотреть на региональном уровне условия. По четырем территориям были расторгнуты договоры — там застройщики переоценили свои силы и не справились со взятыми обязательствами. Но по двум из них уже заключены новые договоры.
А вот желающих взять на себя реновацию территории в районе улицы Баумана до сих пор не нашлось. Хотя, по словам Ольги Паршуковой, она уже неоднократно выставлялась на конкурс.
Всего в городе в программу развития попали более 80 гектаров земли. На них находится 181 многоквартирный дом и 88 частных. Уже снесено 26 многоквартирных домов, признанных аварийными, и более сорока частных. Работа продолжается.
ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА
***
фото: