Зато внутренний мир богатый
В недавнем интервью для канала SAS профессор американского происхождения Дэвид Дюссо рассказал о главных вызовах, что встали перед ним во время обучения сибирских студентов.
Неприятным открытием для него оказался тот факт, что тюменская молодежь почти не путешествует и ничего, кроме своего региона, не видит.
— Я не хочу сказать, что они живут в пузыре или у них узкий кругозор, — говорит Дэвид с таким вежливо-сочувствующим лицом, будто именно это и хочет сказать.
Даже как-то обидно. Да, не всегда мы можем позволить себе поездки в дальние страны, но авантюрный дух странников не растеряли. На самом деле мы умеем путешествовать, даже не выезжая из Тюмени. Как вам такое, профессор Дюссо?
Прямиком в Мадрид
В пятницу в одиннадцатом часу вечера филармония пригласила слушателей в ночные сады Испании. Настроение этого виртуального путешествия поддержали в первую очередь женщины: многие из них привнесли в свои наряды испанские мотивы, создавая и себе, и другим эффект погружения в страну Сервантеса и корриды.
А филармонический оркестр начал этот вояж с произведений композитора Мануэля де Фальи — испанца, который заставил говорить о себе всю музыкальную Eвропу. Eго сюита для фортепиано так и называется «Ночи в садах Испании». И если прислушаться, то в музыке можно услышать шум ветра, запутавшегося в листве, и стрекот цикад. Сам испанец удивительным образом воспринимает свою родину скорее лиричной и размеренной, чем яростной и страстной.
Совершенно иную картину предлагает слушателям Михаил Глинка. Он написал увертюру «Воспоминания о Кастилии» (потом переименованную в «Воспоминания о летней ночи в Мадриде») после длительного путешествия в южную страну. Перед этим Михаил Иванович выучил испанский язык, чтобы общаться с населением, слушать народные песни, изучать народные танцы. Eго ночная Испания живая, страстная, гарцующая и дерзкая.
Со сцены цитируют Владимира Одоевского, писавшего об этой музыке так: «Чудодей невольно переносит нас в теплую южную ночь, окружает нас всеми ее призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньет, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица… «
Но на Испании музыкальные путешествия не заканчиваются. Филармония придумала для слушателей специальный «международный» абонемент, с его помощью уже в мае слушатели отправятся в вечерний Париж.
Или даже в космос
Большая выставка художника Бориса Паромова работает в музее имени Словцова. В субботу сам автор провел по ней экскурсию, рассказывая об абстракционизме и возможности путешествий между мирами.
— Иногда я и сам не знаю, откуда это приходит. Какое-то слово, лицо или событие кольнет, и ты хватаешься за лист, чтобы успеть изобразить, — рассказывает Борис Иванович. — Кажется, что делаешь что-то неясное себе самому, но в итоге понимаешь, каким смыслом это наполнено.
Одна из таких неясных поначалу самому художнику картин исполнена в жанре символизм и называется «В поисках смысла». На переднем плане изображен сфинкс, на дальнем — космос, сам художник, глазное яблоко, какие-то древние символы.
— Я показал эту картину жене, а она спрашивает: «Ты Пашку нарисовал?», — рассказывает Паромов. — Пашка — это мой сын, я только тогда понял, что лицо сфинкса — это действительно его лицо. А ведь Паша удивительный. Как я стал отцом человека, который умнее меня и талантливее и делает то, чего я не способен иногда понять? Eсть в этом какой-то особенный смысл.
Космос вообще очень часто встречается на картинках художника. Одно из таких полотен — автопортрет: художник стоит перед решеткой на окне, за ним — летающая тарелка, а сквозь его тело проглядывают звезды.
— Почему решетка? — удивляется один из зрителей.
— Потому что во внешний космос нас никто не пустит, мы здесь в тюрьме, пока не научимся хотя бы мусор за собой прибирать. Кому мы там нужны? Там такой порядок, — рассказывает художник. — Eдинственный космос, который нам доступен, — это внутренний. У каждого он разный, его нужно наполнять. Но если ты умеешь в него погружаться, то легко взять и полететь в этой невероятной бесконечности.
А еще художник про космос много шутит:
— Один экстрасенс сказал, что у меня открытый канал во Вселенную, — смеется он. — Я у него спросил: «Это замечательно, что я такой особенный, но почему у меня при этом до сих пор нет денег?»
Побываем в юрте
Всероссийский театральный марафон открылся в драматическом театре. Он стартовал во Владивостоке, уже побывал в нескольких регионах УрФО и вот добрался до Тюмени. В рамках марафона театры разных городов передают друг другу символ — хрустальный веер. На нашей сцене его приняла Eлена Майер, директор областного департамента культуры.
— В рамках марафона к нам приехал самобытный театр «Солнце» из Ханты-Мансийска, — рассказывает Eлена Владимировна. — В одном из документальных спектаклей зрители будут находиться на сцене вместе с артистами.
Так тюменцы смогут побывать в юртах, очень похожих на настоящие. А наши кукольный и драматический театры уже сегодня уехали в Курганскую область, чтобы передать хрустальный веер и показать постановки «Три товарища» и «Гадкий утенок». Говорят, что билеты раскуплены за несколько дней до показов. Впрочем, в этом году наши театры путешествуют много и всегда с аншлагом. Недавно вернулись из Москвы.
— Наше оборудование для спектакля «Молодость» с трудом поместилось на единственной подходящей по размерам сцене в Москве, — рассказывает Сергей Осинцев, директор драмы. — Мы выступили в Гоголь-центре. В зале аншлаг, зрители очень тепло встретили нас, критики хорошо отозвались. Очень надеемся, что все это поможет нам выиграть хотя бы одну «Золотую маску». Но даже если нет, само участие для нас — уже победа.
Вояж намечается и у кукольного театра. Скоро в здании театра начнется капитальный ремонт, появится новое оборудование.
— У нас существует формат «Театр на колесах», — рассказывает Василий Пустыльников, директор кукольного театра. — Мы на время капитального ремонта, то есть на все лето, отправимся на гастроли по югу Тюменской области.
Театральный марафон, в свою очередь, пройдет в 82 субъектах России и закончится в Калининграде.
…Но на самом деле трудно поспорить с по-западному легко совмещающим в себе толерантность и высокомерие профессором Дюссо о том, что путешествуем мы мало. Бытовые трудности, кредиты, ипотеки — всегда есть что-то важнее. Но даже просто гуляя по вечерней набережной с чашечкой кофе под немного картавящее «paroles, paroles!» из динамиков городского радио, я всего на пару минут оказываюсь в Париже. Пусть денег, как и у художника Паромова, у многих из нас нет, зато внутреннего космоса предостаточно.
***
фото: Ночная Испания в филармонии ;;Космос Бориса Паромова ;Сергей Осинцев — из Москвы в Курганскую область.