Народ не тот?
Читая дискуссии в интернете, нередко наткнешься на комментарий вроде: «Злой же у нас народ».
Реакция понятная, ведь почти под любой новостью разгорается неприятная беседа с переходом на личности. Обычно вред от таких дискуссий ограничивается плохим настроением и временным разочарованием в людях. Но так бывает не всегда. Первыми опасность агрессии в интернете заметили западные исследователи. Именно они ввели термин «кибербулинг» — травля с помощью современных технологий. Они же выяснили, что последствиями кибербулинга может стать не только стресс и развитие комплексов, но и самоубийство.
— В интернете все как в реальном социуме. Eсли есть агрессия, значит, и в обществе она есть, просто способы ее выражения изменились. Другое дело, что здесь задействована деперсонализация, — рассказывает Ольга Андреева, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ. — Сравнить это можно с эффектом толпы. В толпе человек способен сделать то, чего никогда бы не сделал лицом к лицу.
Часто агрессия — это компенсация комплексов неполноценности или следствие высокой социальной напряженности. Некоторые социологи и политологи изучают феномен агрессивной риторики в интернете, чтобы определить, что на самом деле беспокоит людей. Ведь в маске анонимности люди могут быть более откровенны. Но иногда наши комментарии используют как инструмент манипуляции. Некоторые авторы специально заказывают провокаторов. Дело в том, что во многих социальных сетях количество активности под публикацией, в том числе и комментариев, обеспечивает больший рейтинг и выводит публикацию в топ лучших.
— В социальных сетях 70 процентов новостей негативны, и именно их читают чаще. Это и реакция на эмоциональную провокацию, и эволюционный механизм. Мы стремимся к безопасности, и нам кажется, что негативную информацию надо знать, чтобы уберечь себя, — говорит Ольга Андреева. — Поэтому важно очень осознанно подходить к тому, какую информацию вы потребляете. В этом потоке необходимо иметь крепкие личные фильтры.
Что касается агрессии именно в русскоязычном сегменте интернета — мнения разные. Московская журналистка Анна Старобинец в своих статьях вспоминает о своей трагической беременности смертельно больным мальчиком. В первую очередь она тоже обратилась за информацией к форумам в интернете и столкнулась там с «троллями». Она описывает их так: «Те, кто пишет про детоубийство и про бочку с соляным раствором, ожидающую нас в аду, и про бога, который один решает, кому жить, а кому умирать». На англоязычных форумах ситуация другая, звучат слова поддержки, а провокаторов и осуждающих комментариев нет. Но Анна считает, что дело не в злом или добром народе, а в том, что за англоязычными форумами лучше приглядывают администраторы. Они оперативно удаляют комментарии провокаторов, которых тоже немало и они ничуть не добрее, и лишают их возможности продолжать высказываться на форуме. Это западная интернет-культура. Но способы защититься от агрессии есть и у российских пользователей.
Психологи советуют контролировать себя и не рассказывать какой-либо личной информации, особенно, если вас на это провоцируют. Важно знать, что шантаж, даже если вы сами поделились какой-то информацией, — это преступление. Также нужно уметь снижать интенсивность собственной эмоциональной реакции. Дышать. Считать до десяти. Повышать уровень осознанности. Ответить себе на вопросы: почему этот комментарий вызывает такие эмоции? И зачем продолжать эту беседу?
— Стоит помнить про личные границы, — советует Ольга Андреева. — И в жизни, и в интернете надо уметь решительно закончить неприятную и оскорбительную коммуникацию.