X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лучше выбросить, чем раздать?

В начале февраля одного из 450 депутатов Госдумы осенило, что продукты с истекающим сроком годности, которые магазины обязаны будут через день- два сдать на утилизацию, они могли бы бесплатно отдавать беднякам.

Казалось бы, отличная мысль. Торговля избавится от расходов на вывоз неликвида и его утилизацию, да еще и сделает доброе дело. К тому же новых покупателей привлечет. Взяв, к примеру, просроченные сосиски, старушка зайдет, скорее всего, в тот же магазин, чтобы купить молока с хлебом.

Да только далеко не всем коммерсантам такая идея пришлась по душе.

Помню, у нас еще с советских времен сложилось презрительное отношение к «торгашам». Они платили нам той же монетой. С одной стороны, этому способствовал тотальный дефицит, провоцировавший блат, торговлю из-под прилавка, спекуляцию. С другой, уже тогда продавцы на рынках откровенно заявляли, что лучше пусть их овощи и фрукты сгниют, чем они снизят на них цену.

Сменился строй, сменилась власть, говорят, что у нас теперь рыночная экономика. Да только рынок, судя по всему, остался тот же, совдеповский.

— В развитых странах магазины раздают залежалую продукцию бесплатно. Надо, чтобы российские магазины тоже практиковали бесплатную раздачу продуктов нуждающимся, — взывает депутат Вострецов.

У торговли свое мнение на этот счет. Я поговорила с продавцами и кассирами нескольких сетевых магазинов и одного частного (такой еще сохранился у нашего дома). Везде отвечали по-разному:

— Когда у продуктов заканчивается срок годности, мы сами раскупаем их за полцены, — рассказала кассир из «Магнита». — Начальство разрешает. Зарплаты у нас маленькие. Мы сами такие же бедные, как и те, кому предлагают бесплатно просрочку отдавать.

— Не знаю, платит ли наше руководство за утилизацию, но всю просрочку мы выбрасываем в контейнеры, — поделился продавец «Пятерочки». — Все это под видеокамерами, чтобы начальство видело, сколько и чего пошло на выброс. Но это в основном молочка и овощи. А консервы и колбасы реже пропадают. Кое-что разбираем себе.

Александр Тарасов

Хозяин магазинчика у нашего дома, обычно весьма разговорчивый, на этот раз дал понять, что некогда ему лясы точить. Не хочешь ничего покупать, так и нечего людей отвлекать всякими глупостями.

— Какие еще бедные? — недоуменно поднял он кустистую бровь. — Где ты видишь у нас бедных? Думаешь, я богатый? Много зарабатываю? Да я уже несколько раз закрывался, торговли совсем не стало. Одни алкаши вон ходят, выпрашивают чекушку после девяти. А ты говоришь, бесплатно раздавай. Эээ…

Удивительно, но и некоторых людей, далеких от торговли, идея бесплатно раздавать просрочку смутила.

— Eсли я буду знать, что завтра эти пельмени или курицу смогу взять бесплатно, зачем я буду их покупать? — озадачил меня наш водитель. — Так все и будут ждать, когда и где что бесплатно выкинут.

А вот мне показалось странным, что логичное и своевременное предложение раздавать продукты бедным не вызвало широкого резонанса. Даже в прессе. Может быть потому, что те, кто занимается торговлей, уже давно выстроили собственные схемы реализации просроченных товаров?

К примеру, на сайте «Агросервер» можно найти предложения по оптовой продаже просрочки. Там тюменские предприниматели отдают по бросовым ценам неликвидный шоколад на корм животным и молоко в тетрапаках с истекшим сроком годности.

А на сайте prodbox.ru много желающих купить просроченные продукты. На переработку.

Кое-кто химичит со сроками годности, просто переклеивая этикетки на товарах. Другие устраивают акции и распродажи, стараясь любыми способами извлечь выгоду даже из того, что уже практически непригодно к употреблению.

Тем не менее, не все предприниматели думают только о барышах. Eсть и в торговле люди, для которых благотворительность — не пустой звук. К примеру, на днях в соцсетях появился снимок с длинной очередью у ТЦ «Фаворит» и подписью, что это очередь за бесплатной просрочкой. Eсли предприниматели от торговли действительно заинтересуются такой формой работы с населением, то тот же депутат Госдумы Вострецов предлагает ввести систему налоговых поощрений для торговых сетей, которые занимаются благотворительностью: «А тех, кто перебивает сроки годности и продает просроченную продукцию, необходимо наказывать жестче».

***
фото: Продавец выбирает просрочку на прилавке ;А пока продукты с истекшим сроком годности выбрасывают на помойку.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта