X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У бизнеса есть претензии к банкам

Почти три недели потребовалось банковской сфере, чтобы запустить процесс льготного кредитования бизнеса и приступить к реструктуризации ранее выданных кредитов.

А у малых предприятий каждый день на счету. У них нет финансовой подушки безопасности. Поэтому, несмотря на настоятельную просьбу президента сохранить рабочие места и зарплаты персоналу на время карантина, некоторые предприниматели этого не сделали.

— Проблемы с банками у бизнеса начались с самого начала. Банк России недостаточно оперативно среагировал на обращение президента, а вслед за ним и региональные банки, — констатировал на онлайн конференции «Второй пакет мер поддержки бизнеса в Тюменской области», состоявшейся 29 апреля, председатель областной торгово-промышленной палаты Эдуард Абдуллин. — Отказывают не только тем, у кого плохая кредитная история, но и тем, у кого ее вообще нет. Некоторые банки предлагают спекулятивные ставки — под 28 процентов годовых.

Вопросов от предпринимателей в чате конференции было достаточно. Правда, большинство из них касалось не выдачи, а реструктуризации ранее взятых кредитов. Заявления на нее у кого-то отклонили, у кого-то долго рассматривают. Банкиры и сами признали, что программа заработала с задержкой — ждали четких инструкций от регулятора по обращению с деньгами, выделенными на нее из федерального бюджета. Тем не менее, по информации, представленной на конференции уполномоченным по защите прав предпринимателей Ларисой Невидайло, в апреле банки начали кредитовать:

— С 3 по 24 апреля включительно на кредитные каникулы (отсрочка платежа основного долга на шесть месяцев — В.Ш.) было подано 622 заявления, из них 422 одобрены. За три дня с 24 по 27 апреля подано еще 24 заявления, 26, включая ранее поданные, одобрены. Отказов по этой программе не было. Беспроцентных кредитов на выдачу зарплаты сотрудникам за первые три недели апреля подано 206, одобрен 131. В течение следующих трех дней поступило еще 22 заявления, общее количество одобренных — 149. Это на 27 апреля. По этой программе 16 заявлений было отклонено по причине несоответствия предприятий ОКВЭД.

Eще 146 малых и средних предприятий подали заявления на реструктуризацию кредитов, но одобрение получили лишь 68 из них.

А всего из почти трех тысяч заявлений, поданных предпринимателями, к концу апреля одобрение получили меньше 700. Но, по словам Ларисы Невидайло, работа банков в этом направлении активизировалась, большинство из тех, кто имеет право на льготы, смогут ими воспользоваться.

Только вот далеко не все попали в число счастливчиков, которым государство протянуло руку помощи. Но и те, кто получил право на господдержку, а потом в соответствии с постановлением губернатора возобновил деятельность, тоже переживают: не лишатся ли они теперь компенсации за вынужденный простой? Заместитель губернатора Андрей Пантелеев, участвовавший в онлайн- конференции, заверил, что не лишатся. А что касается деления на особо и не особо пострадавших, он объяснил так: магазин, торгующий одеждой, сможет после снятия карантина сразу приступить к работе и так или иначе распродаст свой товар, а есть предприятия со сложным производственным процессом. Их остановка даже на неделю потребует намного больше времени и затрат на восстановление. Исходя из этих соображений и составлялся реестр. При этом он постепенно пополняется.

Возвращаясь к взаимоотношениям бизнеса и банков, стоит отметить, что претензии к последним у представителей реального сектора экономики возникли не вчера. И меры по предупреждению коронавируса — далеко не первая проверка этого сотрудничества на прочность. Своей нерасторопностью банки снова подлили масла в огонь критики, давно звучащей в адрес Банка России. Но есть другая точка зрения: банки просто не хотят рисковать. Слишком слаб пока наш малый бизнес и очень закредитован. И выдачей дополнительных кредитов ему не поможешь, скорее, наоборот.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта