Как вызвать музыкальное цунами
Музыкант может репетировать и дома, если у него есть инструмент. Но не каждый арфист может похвастаться такой роскошью.
…Eще во время учебы в Казанской консерватории Александра Прядкина решила, что у нее обязательно будет своя арфа. Чтобы не ждать своей очереди в репетиционном зале, а в любой момент заниматься дома. Формат домашних репетиций тогда казался ей очень привлекательным.
Купить новую арфу студентке было нереально, она стоила больше миллиона рублей. Тогда ей посоветовали мастера, который реставрировал старые музыкальные инструменты. Свою арфу, сделанную на знаменитой Ленинградской фабрике музыкальных инструментов имени Луначарского, Александра застолбила у мастера сразу. Чуть ли не ежедневно звонила, узнавала, как идут дела, слушала, как звучат струны. Несколько месяцев ожидания — и она получила инструмент. Но радость была недолгой: после окончания консерватории ее распределили в Омский театр оперы и балета. Но как взять с собой инструмент? Как транспортировать, как упаковывать? Не сдавать же в багаж. Александра решила везти арфу с собой в поезде в обычном плацкартном вагоне. Купила два билета — для себя и для арфы.
— У проводников глаза округлились, — смеясь, вспоминает Саша. — Такого пассажира они еще не видели.
Инструмент заносили в тамбур, бочком-бочком тихонечко разворачивали. Потом устраивали согласно купленному билету, так, что она никому не мешала. Всю дорогу они ехали с арфой почти в обнимку.
В оркестре при Омском театре оперы и балета выпускница Казанской консерватории должна была стать второй арфисткой, но уже через месяц ей пришлось играть за двоих, совмещать сразу две партии. Жизнь заставила набирать оркестровый опыт в ускоренном варианте.
— В музыкальной школе училась на фортепиано и не планировала играть на арфе, — рассказывает Александра. — Но так сложились обстоятельства, и я им очень благодарна. Кстати, именно пианисты чаще всего осваивают арфу. У этих инструментов много общего — 47 струн арфы как белые клавиши пианино, а семь ее педалей — как клавиши черные.
В тюменском филармоническом оркестре Прядкина с самого его основания. Eе старшая дочка Полина — ровесница тюменскому филармоническому, она стала первым ребенком, появившимся на свет в только что родившемся музыкальном коллективе.
— Музыканты у нас молодые, талантливые, амбициозные, с яркими, не всегда простыми характерами. Расписание репетиций, графики выступлений у нас тоже очень насыщенные, и, наверно, многих не раз посещала мысль: вот бы немного отдохнуть. Что ж, теперь желание исполнилось, — улыбается Александра. — Можно, конечно, репетировать дома, играть для себя, для детей, выступать для домашних. Но ничто не сравнится с мощью оркестра. И ничто не сравнится с энергетикой заполненного зрительного зала. Она накрывает тебя, как цунами. Только не разрушает, а создает новую реальность. Скорей бы вернуться к нашим слушателям. Без них и музыка звучит по-другому.
***
фото: Александра Прядкина с дочерьми.