Лучший отдых после вахты? Смена деятельности
Руслан Сайкин ездит на Север вахтами уже семь лет. За это время объездил больше десятка месторождений.
Работать вахтовым методом начал случайно. По принципу — не было бы счастья. В 2011 году уволился из одной компании, какое- то время сидел без работы, потом ему предложили хорошее место, но с оговоркой, что характер работы разъездной. Устроился. После первой же смены понял — это его.
— Я знал, на что иду, но тогда и не представлял, что это затянет меня так надолго, — говорит Руслан.
По специальности он инженер- проектировщик по повышению нефтеотдачи нефтяных и газовых пластов. Работал под Новым Уренгоем, Ханты-Мансийском, Сургутом. Сейчас его бригада трудится на нефтяном месторождении имени Виноградова под поселком Белоярский. Месяц они там, месяц — дома. Eго семью режим вполне устраивает. Eго тоже.
— Сейчас наш куст находится в глухих таежных местах, — рассказывает Руслан. — Совсем рядом живут медведи, ходят лоси. Охота на месторождениях запрещена, поэтому угрозы от человека звери не ощущают, чувствуют себя хозяевами этих мест, а нас воспринимают как непрошеных гостей. Нас подробно инструктируют, как не спровоцировать животных на агрессию. Главное, не подкармливать их. У каждого должна быть своя территория. Медведь воспринимает человека как чужака, которого лучше сторониться. Поэтому сам ни с того ни с сего к людям не пойдет и нападать не станет. Только если от неожиданности, если столкнешься с ними нос к носу. Тут уж он действует по медвежьему принципу: нападение — лучший вид защиты.
На месторождении имени Виноградова для вахтовиков обустроен мобильный городок. Он состоит из домов-вагонов на колесах, которые при необходимости тягач может перетащить на другое место. У каждой бригады — по пять-шесть вагончиков. Два из них считаются спальными: один для дневной бригады, другой — для ночной. Eсть также вагон- душевая, прачечная, кухня. Eсть и вагон-штаб, где работают мастера, инженеры, проходят планерки, рабочим дают вводную на день. Здесь же разбирают сложные ситуации, принимают решения на перспективу.
Свободного времени после 12- часового трудового дня остается немного. В основном вахтовики его используют для пассивного отдыха — кто-то смотрит телевизор, чаще всего спортивные и новостные программы по кабельным каналам, кто-то зависает в интернете. Некоторые читают книги, но, признается Руслан, таких немного. Eдиницы после напряженного трудового дня находят в себе силы и спортом позаниматься.
— В одном из вагончиков у нас самодельный спортзал, — рассказывает Руслан. — Из старых автомобильных запчастей мы сделали гири, штанги, даже брусья смастерили из подручных средств. Можно бегать и кроссы по песчаной укатанной дороге. Далеко убегать не стоит, но туда-сюда километры наматывать можно. Что я и делаю.
Кроме основной профессиональной деятельности, у Руслана есть еще и хобби. На вахтах он — шеф-повар по совместительству. В их бригаде давно принято готовить самостоятельно. Отказались от услуг приезжих поваров потому, что часто переезжают с места на место, в таком режиме держать бригаду поваров невыгодно. Да и зачем платить стряпухам, когда сами в состоянии приготовить простой сытный обед. На вахте Руслан любит колдовать над рецептами, а когда приезжает домой, все бразды правления на кухне передает жене. Себе оставляет только узкую специализацию на рыбных блюдах. Друзьям особенно нравится его фирменный минтай под сливочным соусом.
В перерывах между вахтами занимается Руслан и шорным ремеслом. Недавно даже открыл свою мастерскую, назвал ее экологично «River craft». Вручную шьет стильные кожаные аксессуары.
— Шесть месяцев в году я технарь, но во мне так много гуманитария, что хочется творчества, самовыражения, — говорит Руслан. — Однажды попробовал сшить кошелек, понравилось, теперь оттачиваю мастерство с помощью видеоуроков. А то иногда думают, что вахтовики приезжают домой и ничего не делают, валяются на диване. У нас многие ребята в бригаде любят мастерить. После вахты это как медитация.
***
фото: Руслан Сайкин.