В чужом глазу хлоринку видим
В самоизоляции на многое смотришь иначе. Например, можешь с точностью до минуты фиксировать события, на которые раньше бы не обратил бы внимания. Происходящее за окном для многих сейчас — единственный канал, показывающий жизнь.
На этом наблюдательном пункте передо мной на прошлой неделе разворачивалась история под названием «работа бригад дезинфекторов». Напомню, что согласно муниципальному контракту стоимостью 38 миллионов рублей, заключенному с компанией «Эсфинанс», под обработку попадает более 4000 многоквартирных домов. И не так много среди них одно- и двухподъездных. При этом в каждом из них на каждом этаже и каждый день с 10 по 30 апреля необходимо распылять дезинфицирующее средство.
Похоже, компания «Эсфинанс» не рассчитала силы. Хотя идея была благая — слабым раствором хлор- содержащей жидкости убить вирус там, где людей больше всего, — в жилых домах. Но приблизительность расчетов привела к неразберихе. Жалобы на работу дезинфекторов посыпались во все инстанции.
Больше всего нареканий возникло к качеству обработки подъездов. Измерить его сложно. Это не товар, который можно потрогать. Но есть такие индикаторы, как время, затраченное дезинфекторами на обработку подъезда, и запах хлора, оставшийся после опрыскивания поверхностей.
Сколько минут требуется для обработки одноподъездного девятиэтажного дома, если надо нанести жидкость на дверные ручки, почтовые ящики, лифты, двери, перила, стены и другие, как их называют, контактные поверхности? Прикинем. Eсли хотя бы по три минуты на этаж, то получается почти полчаса. А что наблюдала из окна я? Заходит специалист в белом комбинезоне с баллоном дезинфицирующей жидкости в подъезд в 14.07, а выходит оттуда в 14.22. Итого 15 минут. И так (плюс-минус пара минут) несколько дней подряд. На четвертый день я позвонила в контактный центр компании — 2173-61. Там признали, что жалобы на обработку есть, записали адрес, пообещали разобраться.
На следующий день дезинфектор пришел с проверяющим (вообще-то департамент городского хозяйства обещал, что работу по обработке подъездов будут ежедневно контролировать). С проверяющим работа сразу пошла по-другому. Во-первых, обработка длилась 45 минут. Во-вторых, если в раньше запах хлорки улетучивался уже через 20 минут, то теперь слабый шлейф ощущался и через несколько часов.
Вопросы у бдительных граждан возникли и по нормативам обработки. В контактном центре назвали три цифры: 1,5 литра хлорсодержащей жидкости на подъезд вообще, два литра — на подъезд пятиэтажки и три — на девятиэтажку. Откуда такой расчет? По СанПиН норма обеззараживания поверхностей при вирусных заболеваниях составляет от 300 до 900 мл на кубический метр. Время обработки — 120 минут. Выветривается запах, если проветривать помещение, не раньше чем через час. Можно ориентироваться и на другой показатель: 0,01-процентный раствор гипохлорита натрия убивает вирусы за две минуты. Но и тут тайминг не сходится. Тем более непонятно, насколько эффективна обработка один раз в сутки. Eсли не считать, что это лучше, чем вообще ничего.
По словам Виталия Данилова, председателя комитета жилищного контроля департамента городского хозяйства, за недобросовестную работу в подъездах (там, где этот факт установлен) подрядчику не только ничего не заплатят, но и оштрафуют. В конце прошлой недели к дезинфекции подключили управляющие компании. В субботу у нас в подъезде вывесили наконец и график обработки (а в первую неделю не было ни его, ни запаха хлорки. Так что непонятно, кто и как теперь будет фиксировать, были нарушения или нет? И как можно посчитать то, что давно улетучилось?
К слову, удивляет страсть, с которой сограждане накинулись на несчастных дезинфекторов, записывая видеоролики с их участием и выкладывая в интернет. Ведь обработка подъездов является хоть и важной, но не единственной мерой борьбы с пандемией. А главной остается соблюдение режима самоизоляции, с чем у горожан по-прежнему проблемы. Так что неумело организованная дезинфекция, войдя в топ новостей, нанесла еще и информационный урон борьбе с коронавирусом.
***
фото: Дезинфектор, заметив нацеленный на него объектив камеры, готов опрыскать хлором и потолок, хотя потолочные перекрытия в программу обработки не входят.