Жизнь в эпоху перемен
Говорят, мир после карантина уже не станет прежним. Но говорят об этом с разными интонациями — от мечтательных до удрученных… А как карантин повлиял на искусство? Подарил ли он ему что-то новое? Или сильно подкосит творческих людей?
О том, могут ли появиться новые виды искусства в период самоизоляции, и о том, каково заниматься творчеством онлайн, я спросила у самих творческих людей.
Гаджеты решают, выживет ли театр
— В природу театра заложено как основной его родовой признак сиюминутное общение, — говорит Марина Жабровец, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук. — Общение актеров на сцене, актеров и зрителей и зрителей между собой. Казалось бы, и гаджеты нацелены на то же самое — обеспечить связь. Eе теперь возможно установить с кем угодно, хоть с астронавтом на орбите. К нашим услугам все онлайн — банки, магазины, кинотеатры, казино, кафе, школа, а теперь и театр. Но вот с театром — загвоздочка. Он к онлайну приспособлен мало. Связь получается, да не та. Это как в любовных отношениях. Можно какое-то время продержаться в онлайне, но… злоупотреблять не стоит, испарятся. Театр сейчас в экстренном режиме осваивает онлайн-формы. Конечно, он использовал возможности интернета и до карантина, но никогда не зависел от гаджетов так кровно и напрямую. На уровне выживет — не выживет. От онлайн сейчас зависит спасение любовных отношений между театром и зрителем. Словно забег начался, все соревнуются между собой, кто изобретет самые эффективные формы, удержит зрителя на связи, сохранит возможность творить и хоть как-то зарабатывать. При этом, конечно, все мечтают вернуться к естественной жизни. И скорее бы это произошло. Но! Принудительно-добровольная разлука иногда помогает: в переоценке ценностей, в поиске взаимопонимания и новых форм взаимодействия, в обновлении и расширении контактов. Рождаются какие-то совершенно новые, ранее невозможные театральные проекты, увеличиваются технологические ресурсы. Все это обязательно обогатит практику живого театра в будущем.
Артисты расслабляются
— Мне кажется, должна появиться какая-то новая история, — рассказывает Сюзанна Иванова, певица, режиссер. — Сейчас много концертов онлайн, квартирников онлайн, мы тоже будем делать инстаграмник 22 апреля. Это, конечно, не похоже на настоящий концерт. Ты все равно находишься в своей обстановке, тебе уютно, ты дома. С одной стороны, не хватает живого зрителя, с другой — ты можешь спокойно погрузиться в процесс, не думая о чем-то другом: кто там посмотрел не так, кто не хлопает, кто не танцует. Ты этого не видишь, играешь в свое удовольствие. А если в конце тебе еще и прислали одобрительные смайлы, ты вообще счастлив. Мне кажется, это очень интересный формат, пока что я получаю удовольствие. Конечно, это расслабляет, что может быть не очень хорошо. Я видела концерт Агутина онлайн и других известных артистов, они тоже такие расслабленные: «Ой, извините, не на ту клавишу нажал, не то спел». Но это в какой-то степени тоже классно, ты ощущаешь себя частью этого.
Никто не знает, что нас ждет
— Новые виды искусства уже появились, — считает Герман Преображенский, искусствовед, эксперт по современному искусству. — Мы вот устраивали своеобразный джазовый концерт на платформе Zoom. Один читал стихи, другой рисовал, третий играл на музыкальных инструментах. Во всем этом был элемент перформанса — ведь реальность вмешивалась и была соучастником процесса. У кого- то были со звуком проблемы, у кого-то с микрофоном. Я не считаю это помехами, это интересные нюансы. Художники проводят онлайн выставки. Дежурят в галереях вахтовым методом, передавая друг другу ключи. Либо водят онлайн-экскурсии по своим выставкам, либо поддерживают тех художников, кто уже отчаялся, у кого сорвались значимые выставочные проекты. Но я думаю, нам, творческим людям, грех жаловаться. Eсть те, кто бизнес потерял. В карантин появилось великодушное желание пожалеть олигархов. Хотя они, вроде бы, без нас справляются… Появились и некие новые формы родства. Раньше люди знакомились либо по территориальному признаку, либо по совместным проектам. Теперь к вам в Zoom может прийти едва знакомый человек, но вы увидите, что он какой-то удивительный, ваш человек. Вообще все мы сейчас в состоянии перехода. Люди переживают, например, что социальные сети очень интегрировались в нашу жизнь, гораздо быстрее, как показала практика, чем ТВ. Все переживают, что мир уже не станет прежним. Может, все двигается к лучшему. А может, никуда не двигается. Например, я знаю художников, которые готовят посткарантинные проекты. Уже мечтают, как они их представят. Но как знать? Возможно, через 2,5 месяца после карантина все и забудут о нем. И все эти проекты будут восприняты как отсутствие вкуса.