Любовь к Делакруа
Зинаида Черниева — известный и уважаемый в кругу художников и искусствоведов человек.
Пять лет она проработала в музее изобразительных искусств, после почти 25 преподавала историю искусств в институте культуры. Кандидат культурологии. Автор книги «Стилевые направления в тюменском изобразительном искусстве конца ХХ — начала XXI в.», огромного количества статей. Утонченная, интеллигентная. Бабушкой ее представить трудно. Но.
— Моему первому внуку уже пять с половиной лет, — рассказывает Зинаида. — И поскольку это первый внук, это, конечно, были такие счастье и радость! Помню, его принесли из роддома, и я целый час держала его на руках. Дочь уже говорит: «мама, давай мне, ты уже устала», а я не могу этот комочек отдать. Назвали моим любимым именем — Александр. Я была счастлива.
— Да, ведь у вас две дочери, а здесь мальчик…
— Я всегда мечтала о сыне, и сбылся внук. Очень любит меня! Когда они жили отдельно, я приходила в гости и уходила, поиграв. Дочь звонила: «Минут двадцать ревел, когда ты ушла». У него очень сильная ко мне привязанность. Волею судеб дочь рассталась с мужем, теперь мы с ней и внуком живем вместе и крепко дружим. Я научила Сашу играть в шахматы. Вчера поставил мне четвертый за историю наших баталий мат. Немного, конечно, поддаюсь, но тем не менее. Уже знает сложение-вычитание в пределах ста. Я просто поражена. Правда пока не очень получается с чтением. Ходим в садик, и в секции при нем занимаемся футболом.
— У старшей дочери тоже сын?
— Макар, Макарошка. Очень необычное имя. Мне оно сначала не нравилось. А потом думаю: Макар он, конечно! Как не Макар? Eму три, очень развитой мальчик. Внуки вообще очень разные. Eсли Саша душевный, немного ранимый, любит обниматься, рак по гороскопу, то Макар — сильный, скорпион, взрослый с детства. Редко позволяет к себе прикасаться. У него даже кость тяжелая, Саша-то — перышко. Видимо, Макар в папу — банкира. В три года Макарошка собирает лего, пазлы. Делает, что Саша в четыре начал. Несмотря на то, что внуки разные, они дружат. Сейчас на карантине скучают друг без друга. Ждут, когда встретятся и наиграются.
— Бывает, что расходитесь с дочерьми в вопросах воспитания внуков? Как решаете конфликты, если возникают?
— Были такие столкновения с мамой Саши. Камень преткновения — это телефон. Eсли маме некогда, она дает сыну спасительный аппарат, и он может минут сорок в него смотреть. Дочь ему включает мультики, а он может переключить на какие-то невообразимые страшилки. Были небольшие конфликты по этому поводу. Но теперь если я вижу в его руках телефон, то отвлекаю — зову играть в шахматы, шашки, более интересным делом занимаю, и все нормально.
— Правда ли, что быть бабушкой — это совершенно другое, нежели мамой? Возраст уже более осознанный.
— Безусловно. Видно, что ребенок истомился, исскучался, хочет поиграть, а маме нужно бровки пощипать. Я ее прекрасно понимаю. Мы этим жертвуем, как бабушки, для нас это уже не так важно. Приоритеты другие.
— Eсть что-то в ваших отношениях с внуками специфическое, не такое, как с мамой?
— Я внука воспринимаю как маленького мужчину. Он мне дарит живые цветы, рисует для меня. Говорю: может, хочешь что-то другое нарисовать? — «Нет, цветы для тебя». Саша по утрам приходит ко мне и говорит: «Доброе утро, Зина». «Бабушка» в нашей семье не говорили никогда. Никакой договоренности «не называй меня бабушкой» не было — так сложилось. Мои дочери выходили погулять, встречали мою маму, бежали к ней: «Фрося!» Во дворе бабушки возмущались. Саша — маленький джентльмен, у него все повадки мужчины. Молодец в этом плане. Я что-то делаю по дому, он подходит и говорит: «Зина, чем тебе помочь?» Я сознательно культивирую такой стиль отношений — не внук и бабушка, а женщина и маленький мужчина. Дочь сначала не принимала эти правила. Но сейчас — нормально. И отсюда он ведет с мамой и со мной себя по-разному. Там — иногда капризный ребенок, здесь — друг и джентльмен.
— Готовите внукам сюрпризы на праздники?
— Да, обязательно. Сейчас вот Пасха скоро — уже купила игрушки-цыплят, чтобы их разукрасить, поставить на стол. Рассказываю о символике праздника. Обсуждаем с Сашей вопрос воскресения, бога, жизни и смерти. Он очень философски настроен. О реинкарнации рассуждает.
— Прививаете любовь к искусству?
— В три года Саша выбрал из моей библиотеки книжку Делакруа. Любимые его картины — «Лошадь, испуганная молнией», «Марокканец, седлающий коня», «Резня на Хиосе». И до сих пор раз в неделю достает и разглядывает эту книгу. Eще рисует фломастерами и гуашью.
— Кем-то уже мечтают быть внуки?
— Саша — полицейским. Собирает лего и разыгрывает, как ловит преступников. А Макар в свои три года еще не определился.
— И третий внук…
— Гриша, три месяца. Родила недавно старшая дочь. Похож на моего мужа.
— Интересно. У тебя — две дочери, а внуки — мальчишки…
— У меня на этот счет своя теория. Когда мужчина больше любит, рождаются девочки, а когда женщина — парни. Оля безумно влюблена в своего мужа Андрея, и у Кати с Валерой был яркий роман.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Зинаида Черниева с внуками — Сашей и Макаром.