X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Осталась одна с восемью детьми

Легенды расскажут, какими мы были

Моей прапрабабушке по папиной линии Казаковой Eвдокии Андреевне 14 марта исполнилось бы 122 года.

Я, конечно же, никогда ее не видел, но кое-что запомнил из рассказов моей бабушки Тани. Eвдокия родилась в Ялуторовске, предки ее были ссыльными донскими казаками, фамилия их изначально была Дундученко-Корсаковы. Поскольку такая фамилия была несколько странной для сибиряков, вторая часть исчезла, а Дундученко превратилась в Дундуковых.

Когда Eвдокии не было и шестнадцати, она встретилась с Иваном Казаковым, молодым красавчиком из Тюмени. Родители не хотели отпускать дочь замуж, и молодые просто сбежали. Жили в мире и согласии, Иван работал на заводе Машарова, Дуняша в доме купца Жернакова помогала по хозяйству. Бабушка моя говорит, что баба Дуня очень хвалила своих хозяев: мол, были они человечными, относились к прислуге с уважением, дарили подарки на праздники.

Счастье длилось не очень долго: в 1932 году Иван заболел малярией и умер, а Eвдокия осталась одна с восемью детьми (у них было четыре дочери и четыре сына). Старшей дочери, а это была моя прабабушка Клавдия, едва исполнилось шестнадцать, младшему сыну Константину было лет семь.

Надо сказать, что через всю свою долгую жизнь Eвдокия Андреевна пронесла любовь и уважение к своему мужу. Более того, по рассказу моей бабушки Тани, всех своих внуков она воспитывала примером деда и рассказами о нем. Ни один из 14 внуков и внучек никогда дедушку не видел, но все знают, каким он был и что любил. Это знают и правнуки.

Жизнь без главы семейства была не из легких. Младшие дети вместе с матерью занимались огородом, хозяйством, а старшие пошли работать на завод. Девчата после учебы и работы бежали на танцы в Загородный сад, а их братья играли в духовом оркестре на этих танцах.

Когда началась война, старшие сыновья Александр и Василий сразу ушли на фронт, чуть позже ушел Николай. И в этом же 1941 году проводила мать на защиту Отечества и своего младшенького, Костеньку. Eму не было и 17. Прибавил себе возраста, чтобы попасть на фронт. Служил он в 368-й Краснознаменной Печенгской стрелковой дивизии, которая сформировалась в 1941 году в Тюмени.

В январе 1942 года пришла похоронка на Николая: погиб под Ярославлем, «.в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество..» Горе буквально подкосило мать. Выдержала благодаря дочерям, — Клавдии, Вере, Тамаре, Катерине. Выдержала благодаря вере, что остальные ее мальчики вернутся домой живыми… Время в семье Казаковых исчислялось теперь от письма до письма!

И они вернулись. Сначала Александр (впоследствии он стал профессиональным военным, ушел в отставку в чине подполковника).

Василий был тяжело ранен в Одессе. Женился на женщине, которая нашла его, раненого, на берегу моря и выходила. Вся его жизнь прошла в море: плавал на китобойной флотилии «Слава» гарпунером.

Константин — единственный из сыновей, кто остался в Тюмени, работал до самой пенсии на судостроительном заводе.

Моя бабушка рассказывает, что баба Дуня, пока могла, ездила в гости к своим детям: в Одессу к Васе, в Кемерово, а потом в Подмосковье — к Саше, в Краснодар — к Тамаре. Когда ездить стало тяжело, любила вечером в конце рабочего дня сидеть на скамеечке возле дома — там, где сейчас Менделеев-хаус… И каждый, кто шел с работы, кто проходил мимо, останавливался и приветствовал ее, и для каждого находила она добрые слова.

Не стало Eвдокии в октябре 1983 год. Проводить в последний путь маму и бабушку приехали все дети и внуки.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Семья Казаковых, примерно 1930 год;Евдокия и Иван Казаковы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта