Зеленое золото превращается в бизнес-нишу
То, что происходит в последнее время на рынке углеводородного сырья, заставляет внимательнее оглядеться по сторонам и обратить внимание на другие сферы.
Вот, например, деревообработка. Востребованный и возобновляемый ресурс, «русский лес» сам по себе — раскрученный бренд. Мы, можно сказать, живем среди лесов и, в отличие от других регионов, имеем удобные транспортные хабы. Да и располагаемся стратегически. У нас с деревообработкой должно быть все хорошо — с этим настроем еще до пандемии я обратилась к производственникам. Но, как и стоило ожидать, не все так просто.
Например, лишь 10 процентов от всего перерабатываемого тюменским комбинатом «Свеза» древесного сырья — местное. Остальное привозное. И дело даже не в качестве древесины, хотя заболоченность еще как сказывается на ней.
— Мы арендуем около 1748 гектаров леса, — рассказывает директор комбината Николай Городецкий. — На них производим весь комплекс лесовосстановительных работ: ремонтируем подъездные и противопожарные дороги, прокладываем минерализованные полосы. В прошлом году высадили 920 тысяч деревьев, в 2018 — около 700 тысяч. И помогаем поставщикам леса, которых в Тюмени крайне мало. Предлагаем им много всего, даже заготовительную технику в лизинг предоставляем и машины для вывоза леса. Гарантируем конкретные объемы, которые будем закупать. Но нет, поставщиков больше не становится. Это связано с тем, что Тюмень слишком долго пребывает в статусе столицы нефтяного края. Сейчас идет диверсификация экономики: развитие сельского хозяйства, животноводства, цифровых технологий… Вероятно, и в наше направление вскоре придут предприниматели.
Пока же комбинат закупает сырье в Удмуртии, Пермском крае, Кировской и Свердловской областях, где заготовка леса развита хорошо. Работает только на легально заготовленном сырье. В прошлом году получен сертификат FSC. Он подтверждает, что вся продукция предприятия соответствует требованиям международных стандартов по контролю легальности происхождения древесного сырья. То есть судьбу каждого дерева, использованного для производства, например, фанеры, можно проследить от делянки, где его срубили, до упаковки.
Что касается качества нашего леса, то оно разное. Поскольку в области много заболоченных участков, то для массовой заготовки, говорят производственники, он не подходит. Только для ручной. У нас смешанные леса: осина, сосны и березы растут вперемешку. Соответственно, когда на арендованных участках идет вырубка деревьев, на комбинат поставляются только березы. Расчищенный участок засаживается молодыми деревцами, обустраивается и только после этого рубщики переходят на другой.
Лесовосстановление — еще одна ниша, связанная с лесозаготовкой. Несколько российских компаний заинтересованы в строительстве лесопитомников на территории нашей области. Об этом нам рассказали в инвестиционном агентстве Тюменской области. С 1 января текущего года ужесточилось законодательство, которое регулирует сроки и обязанности нефте- и газодобывающих компаний по лесовосстановлению. Соответственно, вырос и спрос на эту продукцию. Лесопитомники должны появиться в регионе к 2022 году.
Пока ведется поиск земельных участков под новые питомники, студенты Тюменского колледжа производственных и социальных технологий, изучающие лесное и лесопарковое хозяйство, уже вырастили 800 тысяч сеянцев сосны. Причем на 600 тысяч из них есть покупатели, рассказали в колледже. Три арендатора лесных участков оформляют документы.
***
фото: Будущее тюменского леса — нежные сеянцы сосны обыкновенной.