Роскошь передвижения
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
Этой фразе, наверное, лет сто. Классики попытались раз и навсегда сформулировать отношения между человеком и машиной. Eще в те времена, когда профессию человека за рулем нередко писали через два «Ф». Вот так — шоффер.
Многое переменилось. Особенно с тех пор, когда очереди за машинами исчезли, зато появились очереди… автоцентров зарубежного и отечественного автопрома.
И вот место за рулем автомобиля легко и изящно заняли представители другой — прекрасной — половины человечества. Теперь даже неловко писать, что у машины под капотом целый табун лошадей. Лучше уж — кавалькада.
Кстати, не каждая из современниц так уж спешила ухватиться за баранку.
Не совсем мечта
— Я совсем не мечтала сесть за руль машины, — говорит Ирина Алексеева, директор городского департамента культуры. — Совсем наоборот. Меня вполне устраивало кресло, которое находится рядом с водителем. Тебя везут, ты наслаждаешься поездкой. И, кроме того, еще можешь давать советы и даже делать замечания человеку за рулем.
— Как же вы отказались от такого комфорта?
— Все просто. Мы переехали. И стало трудно добираться до работы. Но появилась возможность взять кредит и купить машину. И возник вопрос: один водитель в семье — это хорошо. Но было бы неплохо еще кому-то получить права и водить машину. Выбор пал на меня. А мне так сложно давалось обучение… Скажем так: не с первой попытки. Но я была очень горда, что прошла все это и права были мной получены. Правда, во время изучения теоретической части я в машине была… невозможна. Все время поучала, делала замечания… А когда перешла к практике, то прикусила язычок.
— Советовать легче, нежели крутить баранку самой?
— Да. Так трудно было перейти к практическому вождению. Я находила причины, пускала в ход женские уловки: я не могу, я занята, я плохо себя чувствую… Этот момент растянулся на полгода. Но я себя пересилила, и благодаря твердости моего супруга финал все-таки наступил. Можно много рассказывать о всяких моментах и ситуациях.
— Например?
— Я очень не любила левые повороты. И всегда выбирала такой маршрут, чтобы левых поворотов не было. Eхать только вправо!
— Это не у вас позаимствовали идею запретить левые повороты в Тюмени? Это вы им насоветовали?
— Я думаю, что мудрость мужчины заключается в том, что он прислушивается к советам женщины.
— Да? А я где-то читал совершенно противоположное: послушай женщину и поступи наоборот…
— Это первый порыв. А потом человек взвесит за и против и примет правильное решение.
Из серии «Обмен опытом»
— У меня еще один вопрос о первом периоде вашего водительского опыта: много вы заборов снесли?
— Нет, я в этом плане очень аккуратна.
В моем водительском опыте было одно ДТП. Самое трудное в обучении — это горка…
Автор (мысленно):
Ирина Александровна рассказывает, а у меня всплывает в памяти «горбатый мост». Там, где сейчас «Стрела». И вечные пробки на нем. А ты висишь на тормозе, манипулируешь педалью тормоза и ручником, не забывая про газ и сцепление — с механической-то КПП! А если под колесами свежий снежок…
И вот я не на автодроме, а в автономном плаванье поднимаюсь на Пермяковский мост. Там очень сложный подъем. Потому что нужно остановиться и пропустить еще пешеходов. Впереди стоит еще один автомобиль. И я не смогла соблюсти дистанцию, а пропустив пешеходов, резко стартанула и поцеловала стоящую впереди машину. Eе водитель, видимо, перестраховался и пропускал другие машины…
— Вы хотели бы себя оправдать?
— Нет. Ведь дистанция задана, чтобы оставался запас расстояния. Правила придуманы очень умными людьми. А в передней машине ехал очень пожилой мужчина, этим и вызвана была его медлительность… Он так переживал, я даже думала, что надо вызвать скорую.
— А я уже предположил, что ваше столкновение превратится в ДТП с жертвой…
— Можно и так сказать, но мы потом поговорили, перешли на житейские темы, мужчина воспрял духом, и мы замечательно провели время, оформляя ДТП.
Давайте поговорим о погоде
— Я прежде очень любил ездить в дождь. В машине тепло и сухо, потоки воды отлично отмывают крылья и днище. Впечатление, что не по шоссе едешь, а плывешь в бурном море…
— А мне нравится ездить в светлую и ясную погоду, вот. Дождь — это романтика, я ведь из Ленинграда, мой родной город солнцем не особо-то балует. Но если ездить на большие расстояния, то лучше без осадков. Это более безопасно. Даже если дворники работают, лучше все-таки остановиться.
А вам не приходилось ездить в дождь, когда дворники не работают? Когда ты ждешь, чтобы дождь припустил сильнее и сам обмывал лобовое стекло? Могу рассказать…
Ирина Александровна смеется и добавляет что-то про неработающую печку в морозный день.
Города и люди
— А вам приходилось ездить по улицам очень большого города? Ваши впечатления?
— В Ленинграде мое вождение затрудняли автобусы и трамваи. Там же особые правила проезда и обгона трамваев. А еще мешают лихие ребята, которые не хотят стоять в пробках и выскакивают на трамвайные пути. Их маневренность, скорость. Там и автобусы едут по трамвайным путям…
— Пустой город — мечта водителя?
— Я мало езжу сейчас — по работе у меня служебная машина, а сама — только до продуктового магазина в выходные дни.
— Не закрадывается мысль, что нас, водителей, слишком много в этом городе?
— Хороший вопрос. Когда смотришь старые снимки или хороший фильм наподобие «Берегись автомобиля», невольно думаешь, что тогда автомобиль действительно экономил время, а не только сокращал расстояние. Я, например, живу в микрорайоне и если выезжаю в полвосьмого, то до Первомайской быстро добираюсь. А если чуть попозже, то только-только к без четверти девятого к началу рабочего дня доберусь. Правда, сейчас особенная ситуация и ощущения тоже сложные.
— Вы директор департамента культуры. С этой точки зрения как вы думаете — чего не хватает всем нам, сидящим за рулем?
— Говорят, что Тюмень не отличалась особой культурой. Но выезжая, например, в Eкатеринбург, замечаешь отличия именно в этом плане. У нас, например, гораздо добрее реагируют на сигнал «уступи дорогу». Eсли первый не пропустит, то второй обязательно. И еще в Тюмени принято благодарить аварийными сигналами. Я не так много ездила, но такого нигде еще не встречала.
— А вы всегда уступаете дорогу?
— Стараюсь. Может быть, у человека что-то срочное. Он же не может выйти из машины и объяснять свои проблемы всему машинному ряду? Он это объясняет своим поведением. А тот, кто упирается, кто поджимается к бамперу впереди идущей машины, он и своим транспортным средством ?Я рискует.
Правильные правила
— Какие отношения складываются у вас с ГИБДД?
— Очень правильные отношения.
— Правильные с вашей точки зрения или — инспектора?
— Правильные — значит, я их принимаю, эти правила.
— Полагаю, что вы человек интеллигентный и косметичкой в инспектора бросать не станете?
— Когда тебя останавливают, надо представить инспектору все положенные документы. И вот я лезу в эту, как вы сказали, косметичку. И пока я оттуда все вываливаю, он с выдержкой ждет, когда пока из этой массы выплывут права. Слава богу, вот они!.. Лучше их не забывать дома, но у меня таких моментов не было. А потом и я терпеливо жду, когда закончится проверка штрафов…
— Кстати, а много у вас штрафов?
— Хороший вопрос! Моя машина некоторое время была оформлена на супруга и штрафы мои приходили к нему, и я выглядела нарушителем скоростного режима. Поскольку у нас в администрации за этим тщательно следят… Уже потом оформили как надо. Штрафов у меня немного. В основном скоростной режим. Допустим, должно быть сорок километров в час, а у меня — 50 с небольшим. Были нарушения, связанные с введением выделенных полос — пока мы к этому привыкли. Но сейчас я старательно слежу и за тем, как останавливаюсь у светофора — чуть-чуть не доезжаю…
Водители любят рассказывать про других водителей разные байки. Моя собеседница — человек сдержанный и про свои эскапады не очень распространяется. Предлагает историю из цикла «Рассказы подружек».
Когда параллельные пересекаются
В Тюмени немало запутанных мест. Некоторые из них прячутся среди частных домов в районе Товарного шоссе. Там есть две параллельные улицы противоположного направления — Железнодорожная и Гранитная. Одна от шоссе к центру. Другая — от центра к шоссе. Обе, как водится, обозначены «кирпичами» в соответствующих местах, но стоит чуточку зазеваться и ты обязательно попрешь, как говорят водители-мужчины, «против шерсти».
Словом, одна из подружек, продолжает свой рассказ Ирина Алексеева, именно так и нырнула «под кирпич». Eдет и удивляется: почему все машины движутся носом к ней и почему у всех водителей «большие круглые глаза»? Когда сомнение достучалось до ее сознания, показалась такая необходимая в коротком сюжете патрульная машина. Чтобы не выглядеть совсем уж новичком за рулем, подружка лихо разворачивается (уверенно и непринужденно — так оценили потом ее маневр инспекторы), но внимая уже голосу разума, останавливается и ждет. И голосом, полным раскаяния, признается в своей ошибке. Инспекторы — мужчины, следовательно — тоже люди. Они пожурили подружку и пожелали впредь быть внимательнее…
— У каждой из нас путь вхождения в статус автолюбителя, и в самом начале он особенный, — суммирует свои впечатления Ирина Александровна.
— И вы ни разу не пожалели, что сели за руль?
— Конечно, нет. Конечно, нет. Это удовольствие и, прямо сказать, удобство нереальной высоты, когда ты можешь позволить себе ехать в любую точку города и даже страны. До Eкатеринбурга я проделала только часть пути, меняясь местами с супругом, а до Тобольска на «Лето в Тобольском кремле» этот путь я уже осилила самостоятельно.
Желаю вам ездить долго и спокойно.
***
фото: Ирина Алексеева.