Обещания как рекламный прием
Государство защитило частные инвестиции в строящееся жилье с помощью эскроу-счетов. Сейчас деньги дольщиков хранятся в банках до момента выдачи ключей от квартир. Но от неоправданных обещаний застройщиков по поводу садов, школ, мостов… нам придется защищаться самим.
— Это очень перспективный район, — убеждает меня сотрудник отдела продаж одного из строящихся жилых комплексов. — Здесь по проекту будет новая школа. Вот, посмотрите, под нее уже отведено место.
Школа в шаговой доступности от дома для нас решающий аргумент. Как и для тех семей с детьми, что в свое время покупали квартиры в Суходолье или в первых Eвропейских микрорайонах. И там, и там школы тоже были в планах — на бумаге. В Суходолье застройщик даже возвел коробку, но дальше не осилил, и долгострой до сих пор торчит бельмом в глазу. Год назад рядом с ним все-таки открыли школу, построенную на бюджетные деньги. Вот только дети тех новоселов, что поверили обещаниям и купили квартиры с перспективой, уже выросли из школьного возраста. Как и дети первых новоселов Eвропейских микрорайонов. Там тоже от проекта до сдачи новой школы прошло без малого десять лет.
К сожалению, надежды на государственно-частное партнерство (когда застройщик на свои деньги возводит социальные объекты, а государство потом их выкупает) пока не оправдываются. Поэтому прежде чем верить обещаниям продавцов, не мешает сверить их с реальными планами развития города. И даже если убедитесь, что в планах этот объект числится, будьте готовы ждать. Потому что от планов до их реализации обычно проходят годы. А когда речь идет о строительстве на месте старой застройки, тем более. Возьмите ДОК, Мыс, другие районы, попавшие в программу развития застроенных территорий. Много времени уходит на то, чтобы выкупить квартиры, дома и земельные участки у частных собственников — они запрашивают цену сильно выше рыночной. Не меньше времени требуется на согласование с ресурсоснабжающими организациями планов по модернизации инженерных сетей. Ведь подключать объекты к старым трубам не имеет смысла, к тому же под современные кварталы нужны большие мощности. Ну и, наконец, многое зависит от возможностей бюджета. Пока темпы строительства социальных объектов в Тюменской области бьют рекорды — каждый год сдаются десятки школ, детских садов, спорткомплексов и поликлиник. Но, как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», стабильности нет… И этот фактор покупателям новостроек тоже надо учитывать.
Eсли верить экспертам строительного рынка, в нашем регионе сейчас не осталось компаний, которые грешат заведомо невыполнимыми обещаниями. Но бывают случаи, когда желаемое выдают за действительное. Например, что «в ближайшие три, максимум пять лет здесь построят мост через реку и набережную». Или продают квартиры с видом на лес, хотя понимают, что лес этот вскоре вырубят под строительство. Таким образом представитель застройщика нарушает закон о рекламе, вводя покупателя в заблуждение.
«В недостоверной рекламе не всегда можно встретить только ложные сведения о товаре. Использование неточных высказываний или преувеличений также могут вызвать неправильное впечатление у потребителей о товаре, его производителях или продавце. Многие компании так и действуют в конкурентной борьбе вместо того, чтобы предложить доступные цены и высокое качество своей продукции», — говорится в пояснениях к 38-Ф3 «О рекламе» на сайте spravochnick.ru.
***
фото: Покупая квартиру в новостройке, стоит изучить план развития города.