Строится много, но стоит дорого
«Доходы населения уже во втором квартале упали на восемь процентов, а внутренний валовый продукт почти на 10 процентов. Шесть процентов из среднего класса перешли в категорию бедных», — так начала анализ рынка коммерческой недвижимости вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор ГК «Денова» Наталья Девяткова.
До этого на федеральном саммите по недвижимости PRO Development в среду обсудили планы по развитию города и рынок жилой недвижимости. Застройщики признались, что резкий рост цен на жилье в новостройках связан не столько с ростом реальных затрат, сколько с неуверенностью в завтрашнем дне. «Мы не знаем, что будет, если ставки по ипотеке снова вырастут», — объяснил представитель одной из компаний.
Пока же, несмотря на дороговизну, квартиры в новостройках раскупаются еще на стадии котлована. С января по сентябрь емкость продаж (то есть прибыль компаний-застройщиков) выросла на 62,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую статистику привел Андрей Панасюк, генеральный директор студии продаж «Up сonsAllt».
Но, по словам Натальи Девятковой, на рынке коммерческой недвижимости ситуация немного другая. За время самоизоляции арендодатели потеряли почти 70 процентов от прежних доходов. Как объясняет эксперт, привычные офисы скоро перестанут быть востребованы. Уже сейчас почти треть организаций частично переходит на удаленную работу. Как показали соцопросы, не все сотрудники готовы полностью отказаться от привычного рабочего места, но почти половина респондентов предпочитают гибкий график работы. Так что настало время подумать о так называемых гибких офисах и коворкингах.
Быстро вышли в тираж и крупные торгово-развлекательные центры. Сейчас перед их управляющими стоит задача переориентировать торговые площади под новые запросы.
— Началась реконцепция торговых центров в пользу многофункциональных деловых центров, фуд-холлов, йога-центров, — перечисляет Девяткова. — В ТРЦ открываются художественные галереи, студии боевых искусств, вертикальные фермы.
Этот процесс начался еще до пандемии, говорит она, самоизоляция его лишь ускорила. Операторы ритейла стали активнее переходить на онлайн-торговлю. В связи с этим вырос спрос на складские помещения. И здесь многие столкнулись с острым дефицитом.
— В тренде большие помещения — две-три тысячи квадратных метров, — констатирует Девяткова. — Недавно Wildberries приобрел более четырех тысяч квадратных метров под склад.
Она приводит и цены на коммерческую недвижимость — купля- продажа 97143 рубля за квадратный метр, аренда в среднем 946 рублей квадратный метр. А самые большие риски для владельцев коммерческой недвижимости, считает эксперт, связаны с падением доходов населения.
Впрочем, пока на рынке коммерческой недвижимости все не так плохо. В этом году количество сделок по офисной недвижимости выросло отчасти за счет продажи объектов Сбербанка — было продано четыре офиса. Eсть и другие точки роста.
— Тюмень — город белых воротничков, это нас отличает от среднестатистического российского города, — говорит Наталья Девяткова. — Продолжается переезд в областной центр нефтегазовых структур из северных автономных округов.
Следовательно, им тоже нужны офисы. Кроме этого, инвесторам в коммерческую недвижимость эксперты предлагают подумать над тем, чтобы закрыть существующий спрос на небольшие торговые центры внутри микрорайонов, бизнесцентры за мостами, большие склады и стрит-ритейл в спальных микрорайонах.
***
фото: Тюмень строится.