Наша эволюция в картинах
Шедевры мировой живописи, ОЛМА медиа групп, 2014.
Eсли воспринимать красоту в прямом смысле, то, конечно, это самая красивая книга на моей полке. Но даже если в переносном, то все равно она может посоперничать с любым романом, философским трактатом и даже триллером.
Потому что в книге собраны не только качественные репродукции лучших творений художников и скульпторов XIV-XX веков, но через эволюцию искусства рассказывается об эволюции человечества.
Первый раздел посвящен европейской живописи с итальянского Возрождения. «Средневековое искусство основывалось на системе незыблемых вековых ценностей и канонов. В эпоху Возрождения появляется творческий поиск, проявление индивидуальности художника».
Благодаря индивидуальности художника удалось запечатлеть и индивидуальность тех, кто им позировал. Возможно, поэтому параллельно Возрождению в искусстве в Eвропе формируется новая идеология — гуманизм.
Сейчас, когда известны разные приемы и методы передачи света, формы, пространства, художнику достаточно вооружиться мольбертом, кистями и красками. А Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи прежде чем создать свои шедевры много времени проводили за изучением человеческого тела, вместе с врачами исследовали трупы. Для передачи пространства изучали математику, разбирались в линейной и воздушной перспективе.
Листая книгу, отпечатанную в Китае на мелованной бумаге формата 70X100, всматриваясь в изумительные картины великих художников, вспоминаю пакт Рериха о недопустимости уничтожения художественных ценностей. И того старого хранителя музея из «Белого солнца пустыни», который защищал старинные полотна и вазы ценой собственной жизни. И вопроса, действительно ли произведения искусства стоят того, не возникает. Войны, революции, разрушения и убийства не решают проблем. И не делают нас лучше. Eдинственный способ что-то исправить — эволюция. Шедевры мировой живописи говорят об этом, причем на понятном всем языке.
***
фото: