Молодым и самозанятым дали шанс
Гарантирует ли бренд «Тюменская марка» высокое качество товара или услуги?
Вопрос возник, потому что в этом году в конкурсе разрешили участвовать предпринимателям, работающим на рынке только год (вместо прежних двух и более). Появились и новые номинации — для молодых предпринимателей и для самозанятых. В конкурсе также участвуют те, кто работает по франшизе. Они тоже могут рассчитывать на «Тюменскую марку»?
На пользу, а не во вред
Директор городского департамента экономики и стратегического развития Сергей Толстых объяснил, с какой целью изменили критерии отбора участников.
— Мы поменяли критерии — было по ОКВЭД, теперь оценивают по более понятным критериям. Например, появилась такая номинация — семейный бизнес. Когда партнерами по бизнесу являются муж и жена или вместе работают родители и дети. «Акулы бизнеса» — это любая организация, которая на рынке больше 15 лет. Молодежное предпринимательство, где руководитель не старше 30 лет. И предприниматели сами определяют, в какой номинации им было бы интереснее выступить со своими проектами.
Следующее новшество: в связи с пандемией мы вынуждены отказаться от традиционной выставки и, на мой взгляд, нашли удачное решение — перешли в телевизионный формат. Сейчас борьба развивается именно на уровне проектов по развитию бизнеса, выпуска новых продуктов. Возможно, что некоторые вообще маркетинговую стратегию поменяют, возникнет какая-то идея, которую они захотят продвинуть. Наставники, известные в городе бизнесмены, помогают проекты развить, сделать их интересными и правильно представить. Для этого конкурсантов обучают ораторскому мастерству, искусству самопрезентации. Проводят нетворкинги, где участники конкурса знакомятся, обмениваются мнениями. В одной из номинаций все участники решили, что будут не только конкурировать, но друг друга дополнять. Это высочайший уровень взаимодействия. Понятно, что какие-то проекты вышли в финал, какие- то не вышли, но предприниматели договорились, что все свои проекты они все равно реализуют и будут друг другу в этом помогать. И это здорово.
— Сейчас в конкурсе участвуют молодые предприятия, которые на рынке всего год, даже самозанятые. Означает ли это, что требования к участникам «Тюменской марки» снизились. Как это отразится на престиже конкурса?
— Критерии изменились, но не снизились. Изменилась методика оценки. Eсли раньше мы смотрели на экономические показатели организации в сравнении, а для этого надо было оценить работу за два года, то теперь условия поменялись, и эти два года уже не нужны.
— Одно дело, когда компания работает на рынке два-три года и успела зарекомендовать себя. Другое, когда это новичок. Качество товаров и услуг все- таки разное.
— На качестве это вряд ли отражается. Просто мы понимаем, что для молодых предпринимателей участие в конкурсе значит больше, чем для компаний, которые уже все всем доказали. Начинающим важно заявить о себе. Популярность конкурса растет с каждым годом. И мы слышим много пожеланий принять в нем участие именно от молодых компаний. Так что дали им шанс.
— Допустим, молодая компания им воспользовалась, грамотно представила себя, продемонстрировала хорошую продукцию и получила право использовать в течение трех лет бренд «Тюменская марка» — своего рода знак качества. Но потом, такое нередко бывает, стала выпускать товар чуть хуже, уже ведь нет необходимости с кем-то состязаться, победа в кармане. Вы в течение этих трех лет как-то отслеживаете победителей конкурса, их работу?
— Дело в том, что участвовать в конкурсе и победить — это не одно и то же. И уж если молодая компания сумеет обойти «акул бизнеса», то вряд ли потом она опустит планку, ухудшит качество продукции. Никто ведь не враг сам себе. А конкурс — это только шанс привлечь внимание потребителей, но важнее его удержать. Покупатель, как известно, голосует рублем.
— А как объяснить участие в конкурсе компаний, работающих по франшизе? Насколько уместно им давать «Тюменскую марку»?
— В условиях конкурса не оговаривается, по франшизе работает компания или выпускает собственный уникальный продукт, — включается в разговор Наталья Попова, начальник комитета содействия развитию предпринимательства департамента экономики и стратегического развития. — Франшиза — это только идея, ее реализация зависит от конкретного предпринимателя. И обмен такими идеями — одна из задач нашего конкурса. Предприниматели учатся друг у друга, обмениваются опытом. К тому же, среди участников единицы работающих по франшизе. И не всегда тюменцы берут чужой бренд, бывает наоборот. К примеру, сейчас в конкурсе участвует «Крепыж», по франшизе этой тюменской компании уже открыты магазины в других регионах.
— Ну а самозанятые? Парикмахер или сантехник тоже могут получить «Тюменскую марку»?
— Каждый участник, зная формат, уровень участников, критерии оценки, должен увидеть себя в этом конкурсе. Да, это шанс для развития бизнеса, и человек реально должен оценить — с чем он придет на конкурс, как будет выглядеть. Это также возможность развития своего потенциала. Самозанятые у нас в основном работают в сфере услуг. А это направление в конкурсе представлено с 2013 года.
— Конкурсу «Тюменская марка» 18 лет. За это время многое изменилось в мире и в нашем законодательстве. Изменилась ли цель конкурса? Какая она?
— С 2016 года неформальная цель конкурса — сделать наш город лучше, а это значит, в том числе, сделать наших предпринимателей сильнее, а покупателей — более требовательными. Чтобы мы с вами, горожане, знали, что в нашем городе вообще производится. Через конкурс повышается также доверие к тюменским предприятиям. У нас и экскурсии на предприятия были, и горожане выступали экспертами. У нас на глазах делается бизнес, потому что предприниматели показывают проекты в развитии. Мы видим, за счет чего, с помощью каких инструментов и с какими целями собираются выводить новые продукты на рынок и как улучшать свое производство. Через такое взаимодействие горожан и бизнеса мы и делаем наш город лучше
Что дает нам «Тюменская марка»
Альберт Фахрутдинов, предприниматель, общественный деятель:
— Я поддерживаю идею «Тюменской марки». Смотрю передачи, вникаю, кто что производит, интересуюсь качеством товаров. Давно отдаю предпочтение тюменским производителям продуктов. Но среди них есть лучшие, есть хуже. В процессе конкурса определяются передовики, появляется подробная информация о предприятиях. Для нас, тюменцев, это двойная польза. Первое — мы находим продукты с оптимальным соотношением цены и качества. Ведь это элементарно: то ли местный продукт, то ли произведенный за тысячи километров от нас. Там только за транспортировку получится огромная наценка. А если он окажется дешевле местного, то опять же вопрос к его качеству. А второе — мы же патриоты своей малой родины. Поддержка местных производителей — польза всем нам, нашим друзьям.
Светлана Ярославова, руководитель АНО «Центр гражданских инициатив», член общественной палаты Тюменской области:
— «Тюменская марка» — раскрученный бренд. Он появился раньше, чем «Покупаем тюменское». Хотя, думаю, для большинства покупателей это практически одно и то же. Своего рода знак качества. Идея расширить рамки конкурса и привлечь в него самозанятых, на мой взгляд, очень хорошая. Посмотрите, что происходит. Крупные производители снижают качество. Eго трудно удержать, когда идет массовое производство. Сегодня даже хороший хлеб сложно найти. Но сколько женщин прекрасно пекут! Eсли одна мастерица победит в конкурсе и получит право использовать в течение трех лет бренд, она спокойно сможет рекламировать свой товар в соцсетях, не опасаясь, что ее обвинят в незаконной деятельности. «Тюменская марка» — это своего рода лицензия.
Михаил Мельцер, председатель совета регионального общественного движения «Альянс социально ориентированных НКО»:
— Мне очень понравился формат конкурса в этом году. Ток- шоу смотрится очень профессионально, подобраны хорошие эксперты, видеоряд, интерактив с подарками, призами и элементами игрофикации. Пока НКОшники не очень включены в этот процесс, хотя, на мой взгляд, некоммерческие организации — это тоже определенный бренд. Да, мы не приносим прибыль, но это не значит, что мы не полезны городу. И, мне кажется, будет здорово, если в будущем «Тюменской маркой» станут не только товары и услуги, но и добрые дела, комьюнити. Потому что иногда формирование какого- то сообщества приносит не меньшую пользу, чем конкретная услуга.
Как у НКОшника, так и у бизнесмена есть общая задача, которую помогает решить конкурс. Дело в том, что обычная реклама стремительно теряет эффективность. Даже зачастую вызывает обратный эффект. Eсть такое понятие, как «потребительский нигилизм». Другое дело, когда знакомство с товаром или услугой происходит в форме общения. На Западе это поняли давно, еще четверть века назад. Eсли мы поглядим, как работают «Кока-Кола», «Макдоналдс», то увидим, что они делают ставку на формирование своего сообщества. Для российского бизнеса, который настроен на быструю прибыль, а не на долгосрочные отношения, это новый опыт. Так вот «Тюменская марка» пропагандирует как раз формат общения, когда человек включен в процесс.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Дерево с логотипом конкурса «Тюменская марка»;Сергей Толстых.