Заемщик всегда неправ
Когда мы берем кредит, обязательства по его погашению прописаны в договоре между банком и заемщиком. Но там нет ни слова о том, что сам банк или, к примеру, судебные приставы могут создавать препятствия для выполнения ваших обязательств.
А такое случается. По словам сотрудников банков, с каждым годом все чаще счета их клиентов, в том числе и кредитные, оказываются арестованными — за не оплаченные вовремя штрафы, за долги по коммунальным услугам и т.д. Но это не отменяет обязательства заемщика по своевременному погашению. Банки предлагают вносить ежемесячный платеж через третье лицо. То есть человек, у которого арестовали, к примеру, ипотечный кредит, должен найти кого-то, кто согласится вмести с ним пойти в банк и написать заявление, чтобы с карты третьего лица сняли деньги в счет погашения того самого ипотечного кредита. Деньги, естественно, возмещаются заемщиком, но трудность в том, что и третье лицо должно выкроить время на посещение банка.
Вот реальная история: в январе этого года заемщик с человеком, любезно согласившимся выступить в роли третьего лица, приходят в офис банка «Открытие», где взят кредит, и подают заявление на списание средств в счет ежемесячного платежа. Заявление принимает сотрудник банка. А через какое-то время заемщику звонят из службы проблемных активов и говорят, что у него образовалась задолженность по кредиту. «Вам надо пойти в офис и выяснить причину на месте», — заявляет сотрудник банка. Заемщик отпрашивается с работы и снова идет в офис, где выясняет, что в заявлении третье лицо забыло указать номер счета, на который должны поступить деньги. Почему этого сразу не заметил специалист, принимавший заявление, — вопрос риторический. Даже если виноват сотрудник, клиенту банка все равно придется снова договариваться с третьим лицом, чтобы повторить всю процедуру.
Но на этом история не заканчивается. Второе заявление, со всеми указанными реквизитами, подано, а звонки из службы проблемных активов продолжают поступать. Eстественно, растет и просроченная задолженность, а с ней угроза испортить кредитную историю. И опять на том конце провода твердят: идите в банк, разбирайтесь на месте. Дозвониться до местного отделения «Открытия» с некоторых пор стало невозможным — все звонки теперь только в саll-центр или на горячую линию банка, а оттуда посылают туда же — в местный офис.
Что делать — идут. В этот раз выясняется, что деньги не списались по вине банка — из-за технического сбоя. Заемщику приносят извинения и обещают, что в течение пяти дней проблема решится. Но проходит неделя, другая, а звонки с угрозами испортить кредитную историю продолжают поступать, потому что ошибка, за которую извинились в местном офисе, в головном офисе банка не исправлена.
Я позвонила в Уральское отделение Банка России, чтобы узнать, как быть заемщику в подобной ситуации. Там объяснили, что на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (Банк России) есть интернет-приемная, в которую можно подать жалобу. Eе рассмотрением займется служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Интересно, сколько подобных ситуаций, когда из-за ошибок сотрудников банков или из-за технических сбоев клиенты вынуждены тратить свое время и нервы? В тюменском офисе «Открытия» сказали, что такое нечасто, но случается. В других банках, очевидно, тоже. При этом о том, чтобы возмещать клиентам моральный ущерб, речи не идет, хотя сам банк за просрочку по вине клиента взыскивает с него пеню и штраф.