На том берегу ивы растут
Набережную Туры критикуют за то, что вместо деревьев — бетон и гранит. Даже те, кто живет в дорогих квартирах с видом на реку, мечтают, чтобы левый берег радовал их природным ландшафтом.
У левого берега есть шанс остаться зеленым. Застройщики участков обещают покупателям квартир в их жилых комплексах не просто вид на реку, но доступ к воде: песчаный пляж, место для рыбалки, причал для лодок и яхт. Компании «Страна Девелопмент», завершающая в этом году проект «Eвропейский берег», и «ЭНКО» (ЖК «Айвазовский») недавно представили на суд общественности эскизы набережной.
— Мы как ответственные девелоперы подходим к застройке не локально, а стараемся рассматривать ее в целом, — говорит директор службы заказчика ГК «ЭНКО» Ирина Морозова. — Поэтому долго изучали мнения горожан по поводу правого берега, общались с архитекторами, проектировавшими набережную. Основной задачей для них было берегоукрепление. Река подмывала высокий берег и каждый год забирала по нескольку сантиметров суши. На левом берегу — другое дело.
К проекту его благоустройства архитекторы «ЭНКО» приступили еще в начале прошлого года. По генплану города предполагалось расширить улицу Береговую до четырех полос, а это отделило бы набережную от жилой застройки и вряд ли пошло бы на пользу экологии.
— Очевидно, что не мы одни были обеспокоены этим, — говорит Ирина Морозова. — И в 2020 году в генплан города внесли изменения: вместо магистрали оставили проезд в две полосы.
В том, что к инициативам застройщиков городские власти прислушиваются, легко убедиться. На днях предложения «ЭНКО» по благоустройству левого берега Туры рассмотрены на рабочем совещании у главы города Руслана Кухарука. Чиновники одобрили идеи застройщика. Как и его готовность обустраивать левый берег на условиях софинансирования.
— Мы берем на себя финансирование всех проектных и изыскательских работ, сейчас ищем проектный институт, который имеет соответствующую лицензию, — говорит Ирина Морозова. — Это очень затратный этап. Мы старались уйти от слишком дорогих решений, поэтому гранита на левом берегу будет минимум. Основные критерии — безопасность и многофункциональность.
— Когда будет полностью подсчитан бюджет проекта, мы тоже планируем участвовать в софинансировании, — обещают в «ЭНКО».
В мастер-плане будущей набережной много привлекательного. Но не менее привлекательным в проекте выглядел и участок Старой Зареки возле моста Влюбленных. Поэтому, несмотря на заверения архитекторов, тревога за левый берег остается.
— Мы учли, что часть берега подтапливается в половодье, — говорит главный архитектор ГК «ЭНКО» Анна Костенко. — Так как набережная будет круглогодичного пользования, потребуется частичное берегоукрепление. Но оно не повредит естественной красоте природы. Мы постарались учесть все, чего не хватает на правом берегу. Это возможность и отдохнуть в тени деревьев, и прогуляться вдоль берега, не рискуя быть сбитым велосипедистом или лыжероллером. Подумали об игровой и спортивной площадках.
По задумке, в центральной части набережной, между мостами в створах улиц Профсоюзной и Мельникайте расположится пешеходный мост. Eще один пешеходный мост, между мостами Челюскинцев и Профсоюзным, обещает «Страна Девелопмент». Но когда начнется строительство хотя бы одного из них?
— Мы вносим предложения, а окончательное решение принимает город, — говорит Анна Костенко.
— Набережная — это муниципальная земля, — объясняет Ирина Морозова. — Мы, застройщики, работаем в одних вертикальных отметках, и все заинтересованы, чтобы и пешеходные пути, и проезды появились как можно скорее. Все они будут привязаны к этому проекту. У нас есть утвержденный проект планировки, вся информация — в открытом доступе.
***
фото: Таков сейчас вид левого берега Туры ;А таким видят берег архитекторы ;Анна Костенко и Ирина Морозова.