X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Архитектуру города выбирают продавцы

Почему инфраструктура города развивается так неравномерно, что новые кварталы прозвали «человейниками», и может ли ситуация измениться к лучшему, если городу вернут должность главного архитектора?

Об этом мы беседуем с председателем правления Тюменской областной общественной организации Союза архитекторов России Андреем Табанаковым.

— Андрей Владимирович, в марте на градостроительном форуме вы сказали, что в 90-е годы статус архитектора сильно пострадал, в строительную отрасль пришли непрофессионалы, а многие объекты вообще строятся без участия архитекторов…

— Да, и это отразилось не только на эстетике, но и на качестве новостроек. Не надо далеко ходить за примерами, у нас даже в «топе-10 застройщиков» практически нет профессионалов. Недавно руководитель одной известной компании приглашал меня провести лекции его маркетологам. Чтобы объяснить им элементарные вещи, хотя бы что такое таунхаус. Считается, что хороший продавец продаст что угодно — хоть продукты, хоть железо. И они продают, сами не всегда понимая, что именно. А люди, складывается такое ощущение, с закрытыми глазами это покупают. И только потом, заехав в новую квартиру, хватаются за голову — стены тонкие, слышно, как соседи чай пьют.

— На форуме я задала вопрос по поводу шумоизоляции в новостройках. Мне ответили, что существуют СанПиНы и застройщики должны их соблюдать.

— Но кто это все контролирует? Никто ведь не замеряет линейкой толщину звукоизоляционного материала. А застройщики стараются сэкономить. Сейчас на строительном рынке постепенно наводят порядок, но до сих пор есть компании, которые создаются под конкретный проект. Потом они просто ликвидируются, и все.

Существует гарантийный срок эксплуатации, в течение которого застройщик обязан исправить строительный брак, — пять лет. Но вот недавняя история — дом в Восточном микрорайоне, построенный девять лет назад, уже требует капитального ремонта. Спрашиваю: как так? Там же пластиковые трубы, у них срок износа — 50 лет. А в другом начинают сыпаться фасады, отслаивается кирпич, потому что плохо сделана теплоизоляция.

Не хочу нагонять жути, но как-то попросил одного заказчика, чтобы он показал мне проект, который считает эталоном. Он принес. Мой проектировщик проверил все расчеты — каркас не несет, понимаете? А этот дом построен, заселен.

— Застройщики жалуются на нехватку квалифицированных кадров. Может быть, в этом дело?

— Это проблема не только застройщиков. Я взял двух девушек с прошлого выпуска (строительного института ТИУ — В.Ш.), они поработали немного и уже ищут другую работу, выложили резюме на НН. Спрашиваю у них: что-то не устраивает в условиях работы? Говорят: «Нет, просто мы здесь уже научились всему, хотим расти дальше».

Я думаю: как так? Я тридцать лет в этой отрасли и до сих пор не всему еще научился. Например, не знаю, как делать небоскребы. Многое делал — заводы, церкви, жилые комплексы, но с этим сталкивался только опосредованно. Хотя много времени на изучение этого вопроса потратил. Чтобы спроектировать аквапарк, я 15 лет к этому шел, ездил по городам и странам, изучал разные проекты, их плюсы и минусы. Раньше на одном предприятии надо было минимум три года отработать, чтобы понять какие-то процессы, чему-то научиться. Здесь же по вершкам что-то похватали — и все. Зачем углубляться, если тиктокером можно больше заработать?

Ну, понятно, что все хотят заработную плату побольше. А востребованность сейчас на рынке есть, не хватает в строительной отрасли людей. Инженеров, я считаю, скоро совсем не останется. Потому что дискредитировали эту профессию, и тут остались только люди, которые считают это делом своей жизни.

— Eсть проекты, которыми вы как руководитель «Мастерской архитектора Табанакова А.В.» гордитесь, в которых вы полностью выразили то, что хотели?

— Из того, что воплотил, пожалуй, дома на улице Пржевальского. Это были первые дома по индивидуальным проектам — с кухнями-гостиными, гостевыми санузлами, комнатами для хозяйственных нужд. Были квартиры в два этажа, это еще в конце 90-х. Но даже тот проект не совсем состоялся. С одной стороны, экономика подвигла заказчика продавать помещения не по назначению. С другой… Мы хотели там сделать сквозной бульвар наподобие тюменского Арбата. Но нам не дали, заткнули зданием Сбербанка в районе Рижской. Это было политическое решение, что, к сожалению, не редкость. В результате там получилась какая-то каша из домов.

Интересный объект — ЦУМ. Это огромная история, и тоже много политики. Таких ЦУМов было построено восемь по стране. Когда пришло время реконструкции нашего, то стояла задача не закрывать на время ремонта здание. Это ведь минимум на два года работы, а представляете, что значит на пару лет отправить коллектив в отпуск без содержания? Мы задачу выполнили — ни дня простоя не было. Можно спорить об эстетике, ведь там ничего особенно нет. Но идею заказчика удалось воплотить.

Сейчас люди, сведущие в архитектуре, говорят: с этой стороны здания все понятно, а с другой ерунда какая-то. Дело в том, что проект состоит из трех очередей, а построили только две. Третья очередь — это 15-этажная высотка. Eсли бы ее сразу построили, то все было бы понятно и логично. Но сразу не хватило денег, а сейчас столько разных споров по этому поводу. Якобы это здание что-то нарушит. Но я точно говорю, что ничего там не будет нарушено. Никто бы не согласовал Табанакову проект, который нарушал бы какие-то градостроительные нормы.

— На том же градостроительном форуме вы обратились к застройщикам с предложением коррелировать свои проекты, строящиеся на соседних участках. Думаете, прислушаются?

— А почему бы и нет? Это же нормальная профессиональная этика — поинтересоваться, чтобы та же нормальная транспортная схема была. Раньше ведь градостроительная документация подразумевала, что все уже придумано, всем понятно, как строить город. Другое дело, что дома могли быть разные. И если бы по этому генплану все строилось, то было бы логично. На сегодняшний день земля как нарезается? Пришел Файзуллин, новый министр, сказал: «Стройте в полях, там все чисто, можно сети нормально протащить, построить дороги, так можно быстро задачу решить, которую поставил Путин». Но не все так просто. К примеру, участок за Кулаково — там федеральная трасса, огромный трафик. Или в районе деревни Горьковка — к коттеджам уже высотки подошли. Это же создание социальной напряженности. Такая же картина в Плеханово. Генплан опять меняют в угоду застройщикам, а не городу. Сам же «Дом.РФ» пишет планы и тут же все нарушает.

Мы строим Комарово — это малоэтажная застройка, ну не надо напротив 25-этажные дома строить. Хотя там еще нормально, хуже в Московском дворике — там высотки к частным домам вообще вплотную подошли.

— Вы проектировали ЖК «Ожогино» — тоже малоэтажные дома, он вошел в десятку лучших зеленых проектов РФ. Eму не грозит такая же ситуация, как с Московским двориком?

— Там уже сделана концепция прилегающей территории — 25-этажные дома будут строить. Понимаете, там федеральная земля. Им лишь бы продать подороже. Эта земля за объездной находится, а объездная — федеральная трасса. Почему мосты там стали делать? Потому что пока строили объездную, она оказалась уже в центре города. Практически отрезала новые районы. Ведь никто не думал 30 лет назад, что город может стать миллионником. Никто не мог представить, что такими темпами все будет строиться.

— Как-то в разговоре бывший главный архитектор города сказал, что в 90-е годы сгорели архивы, в которых хранились схемы подземных инженерных сетей. А вы недавно выиграли контракт на проектирование улицы Дзержинского. У вас есть все эти документы, схемы?

— Часть есть, но это будет самой большой проблемой. Для иногородних она бы стала неразрешимой. Даже находясь в городе, всю эту информацию трудно собрать. Eсть брошенные сети. Когда случилась приватизация, что-то оформили на баланс, а что-то — нет. Сейчас мы помогаем московскому архитектору, выигравшему проект «Алебашево». Взяли на себя инженерную подготовку. Я езжу на всякие совещания. К примеру, СУЭНКО говорит, что надо перенести кабельные линии, воздушки. Но часть из них имеет хозяев, а часть — нет. И никто их на баланс брать не хочет — это же деньги.

— В нашем городе уже полтора десятка лет нет главного архитектора. На ваш взгляд, возвращение этой должности может изменить ситуацию к лучшему?

— У меня сегодня к роли главного архитектора двоякое отношение. С одной стороны, без главного архитектора застройщикам лафа неимоверная. Ничего же не надо ни с кем согласовывать. Все, что нарисовал, можно построить. Главное, чтобы юридически было верно оформлено и заказчик сказал: да, построим. Раньше такое было невозможно. Все, что я делал, согласовывал у главного архитектора. Но был минус. Потому что архитектор имеет свое мнение. А ведь бывают альтернативные и неплохие решения.

Но главный специалист всю картину видит в целом, а ты — только маленький кусочек. И сегодня я вижу роль главного архитектора так: нашим властям нужен своего рода консультант. Архитектура — это искусство королей. Король хочет что-то, а специалисты должны сделать это правильно, грамотно. Руководящая роль главного архитектора — чтобы не было никаких мыслей о коррупции — должна регулироваться градостроительным советом. То, что сегодня в городской администрации отсутствуют специалисты в сфере архитектуры, — это беда.

— Снова вернусь к градостроительному форуму. Там вы сказали, что в этом году отношение к архитектуре и архитекторам может измениться?

— Да, в 2021 году Минстрой России планирует определить позицию правительства по закону об архитектурной деятельности, чтобы вернуть архитекторам градостроительное регулирование. Наше профессиональное сообщество ждет этого очень давно, и мы надеемся, что этот закон будет способствовать выполнению тех задач, которые ставит перед нами государство. Сегодня мы видим, как меняется подход к организации городской среды, строительная отрасль готовится к переходу на В1М-моделирование, что также должно способствовать повышению качества строительства и дальнейшего обслуживания объектов. Эти перемены давно назрели.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Андрей Табанаков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта