ЗА ТРИ ДНЯ на дорогах России гибнет больше людей, чем на других видах транспорта вместе взятых ЗА ГОД
Автотранспорт не случайно стал лидером по количеству и тяжести аварий. Критический уровень безопасности — своего рода «наследство», доставшееся России от старой системы управления движением.
В СССР нормативные документы защищали интересы, ведомств, а не людей, предприятия и организации не были экономически заинтересованы в безопасности движения, а ответственными за дорожно-транспортные происшествия (ДТП) считались водители или пешеходы, но не строители скверных дорог или, к примеру, производители автомобилей, не отвечающих мировым стандартам безопасности. К тому же мрачная статистика была засекречена — это позволяло делать вид, что проблемы как бы не существует. В результате уровень тяжести ДТП (отношение числа погибших к количеству пострадавших) у нас на порядок выше, чем в странах, оставивших Россию далеко позади по количеству автомобилей на душу населения.
Министерство транспорта РФ предприняло ряд мер, направленных на снижение аварийности. В частности, утверждены ГОСТ «Автомобильные дороги. Эксплуатационные требования по условиям безопасности движения» (до сих пор в РФ такого стандарта не было) и требования по безопасности дорожного движения при лицензировании первоочередной деятельности. Eсли владелец транспортного средства не выполняет эти требования, он несет наказание (от штрафа до приостановления или лишения лицензии).
Вместе с ГАИ МВД Минтранс разработал проект закона «О безопасности дорожного движения». Документ предусматривает создание эффективного механизма управления безопасностью движения, обеспечивает переход от ведомственного регулирования правоотношений в этой сфере к государственному нормативному строительству.
Подготовлен и законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Сейчас о полном возмещении ущерба личности, и ее имуществу говорить не приходится, хотя в Гражданском кодексе есть соответствующая статья. Ведь возместить-то ущерб должен конкретный виновник ДТП, а он чаще всего не может (в лучшем случае просто неплатежеспособен, в худшем -погиб). При узаконенном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненный третьим лицам ущерб будут возмещать страховые организации, образующие соответствующие фонды за счет обязательных взносов. Необходимость этих законов очевидна, однако парламент в течение года не удосужился рассмотреть законопроекты.
Отсутствие строгой законодательной базы во многом затрудняет реализацию первой целевой федеральной программы повышения безопасности дорожного движения России, рассчитанной на 1993-1995 гг. Eе основные направления — ликвидация зон концентрации ДТП, в которых происходит около 1 /3 аварий (умеренные затраты на обустройство этих особо опасных мест несопоставимы с огромными инвестициями в строительство классных дорог), создание систем обнаружения ДТП и спасения пострадавших (сейчас о большинстве аварий можно-узнать лишь по сообщениям проезжавших мимо водителей). Реализация программы позволит стабилизировать количество ДТП, а число погибших снизить на 15-20 процентов (и, значит, ежегодно сохранить жизнь 8-9 тыс. чел.).
Как сообщил начальник отдела безопасности движения Минтранса РФ Геннадии Ивановский, расходы на программу составляют 55 млрд. руб. (в ценах 1993 г.). Хотя обеспечение безопасности — в первую голову задача государства (Минтранс готов сотрудничать с коммерческими структурами, однако вряд ли от них можно ждать крупных инвестиций), правительство до сих пор не утвердило программу. Возможности ее целевого финансирования Совет Министров РФ должен рассмотреть в январе 1994 г.