Русский вопрос и «дипломатия канонерок»
Малоупотребляемый ныне термин «дипломатия канонерок» к дипломатии, собственно, почти не относится. Скорее, к канонеркам, кораблям, «ведущим боевые действия в прибрежных водах и на реках» (см. «Энциклопедический словарь»). В газетных публикациях времен великого американо-советского противостояния эту «дипломатию канонерок» весьма осуждали в советской печати. Мол, американская военщина использовала конфликты с американскими же гражданами, чтобы при помощи канонерок навязывать свою волю независимым государствам.
Я тогда тоже осуждал такую дипломатию. Но в глубине души, наверное, завидовал. Потому что знал наверняка, что ради меня, например, моя великая держава пальцем не шевельнет, не то что канонеркой.
Преувеличиваю? Отнюдь. Я только недавно узнал, что моряки станкера «Туапсе», захваченного чанкайшистами году в 1954-м (когда-то был даже фильм снят «Чрезвычайное происшествие»), больше 30 лет провели в неволе. Хотя канонеркам от Владивостока до Тайваня (Формозы) ходу не больше суток.
А американцы чуть не штурмовали Тегеран, где оказался в заложниках персонал посольства. Президент-то знал, что ему избиратели не простят, если бросит в беде своих сограждан.
Не только большие, но и малые государства стремятся следовать этому правилу. Помните рейд израильских коммандос в Уганду, куда террористы угнали захваченный самолет? Пока мировое сообщество нерешительно осуждало воздушный разбой, генеральный штаб и правительство решили, что каждый гражданин страны имеет право на защиту, где бы он ни находился. И что страна, которая в этом праве гражданам отказывает, уважения не достойна.
А вы обратили внимание, что в последнее время во всем мире все чаще испытывается сила российского флага, вес российского гражданства?
Таков, например, случай с буксиром, который зафрахтовали греческие судовладельцы и бросили умирать в Порт-Саиде. Полгода потребовалось оставшимся в живых, чтобы вернуться домой. Российских граждан могут запереть в гостинице под арест, как случилось в Китае. Их могут продать в публичные дома в Турцию или на Ближний Восток.
Японские, корейские и польские суда дерзко нарушают морские границы дальневосточной России, черпают рыбу в ее внутренних морях… Перелистайте газеты, таких примеров десятки, если не сотни. И ровно столько же примеров пугливой реакции нашего правительства.
Самые возмутительные события произошли недавно в Латвии. Двух генералов (!) российской армии по приказанию какого-то маленького рижского чиновника, как мелких жуликов, арестовали на улице, надели им наручники, а потом с издевательствами выпроваживали с территории Латвийской республики.
Идет проверка, идет зондаж, идет попытка на этих провокациях проверить, как далеко готово отступить российское правительство, призванное защищать гражданские права.
Кто-то с издевкой сказал: иностранец — он и дома иностранец.
Когда в лондонском аэропорту Хитроу идет посадка в самолет английской авиакомпании, стюардесса громко объявляет: «Первыми проходят граждане Соединенного Королевства».
В Москве и в Тюмени первыми к самолетам тоже идут граждане с заграничными паспортами. И даже через отдельный вход. Турецкие рабочие, строители тюменской больницы, ожидают своего рейса в уютном зале для интуристов, за чашечкой кофе или чего-нибудь покрепче.
Правда, в последнее время, кажется, появились надежды на перемены. В отношении рижского инцидента наш президент погрозил Латвии своим увесистым кулаком.
Недавно на очередной сессии НАТО в Брюсселе государства бывшего Варшавского блока и кое-то из бывших пятнадцати требовали принять их в Североатлантическое сообщество. А Россия сказала — нет. Удивительно: сессия в Брюсселе не побоялась обидеть целый десяток государств. А Россию обидеть — побоялась.
Конечно, я не хочу, чтобы наша страна превратилась снова в пугало для Eвропы. Чтобы ею стращали детей и радиослушателей в обоих полушариях. Но если мир сегодня уважает силу, так пусть он знает, что эта сила существует.
Чтобы обладатель российского паспорта в любой части света шел с гордо поднятой головой. Потому что за его спиной российский флаг.