Россия в 2010 году, и что эго значит для мира
Russia 2010 and What It Means for the World
«Тюменский курьер» первым в России публикует отрывки из новой книги-прогноза о судьбе нашей страны. Эту книгу бывший президент США Ричард Никсон назвал «провидческой и вызывающей». А бывший посол Соединенных Штатов в СССР и России Роберт Страусс сказал, что она «должна помочь американцам разобраться в вопросе, который для них является самым сложным, — в вопросе о будущем России».
Может быть, эта книга окажется для нас не только любопытной, но и полезной? Может быть, она поможет нам понять, каким окажется будущее нашей страны в зависимости от того, каковы будут наши собственные поступки?
Для публикации мы выбрали главу под названием «Русское экономическое чудо». «Нам, авторам, сказал корреспонденту «Курьера» профессор Густафсон, кажется, что именно эта глава, в которой изложен один из четырех сценариев возможного развития событий, должна представлять наибольший интерес для российского читателя.
Каждый сценарий написан как бы в форме романа и представляет смесь фактов и фантастики. В нем наряду с реальными политиками и экономистами присутствуют вымышленные фамилии. Но за ними, безусловно, скрываются хорошо известные нам и читателям лица, час которых на авансцене российской жизни в 1993 году еще не пробил…»
Chudo*: The Russian Economic Miracle
(Русское Экономическое Чудо)
… Конец 90-х годов. Парадоксально, но всем кажется, будто самое худшее уже позади.
Основные политические институты, в которых страна отчаянно нуждается, уже созданы.
Выборы в Законодательное собрание и Конституция 1995 года отчасти стабилизировали политическую жизнь России.
Сильный президент действует заодно с парламентом, самая сильная фракция которого — блок региональных политиков. Президент и парламент — партнеры. Отношения не очень спокойные, но открытая борьба, которая имела место в 1992-1993 годах, не повторяется. У исполнительной ветви больше власти, чем было прежде, и, в частности, именно она контролирует Российский Центробанк.
Исполнительная власть также имеет больше полномочий и возможностей в области внешней политики. Правительство пользуется этими возможностями, чтобы вести новую политику и, в частности, заключить договор с Японией. Курилы Японии возвращены, но на очень выгодных финансовых условиях для России.
Однако все эти достижения оказались под угрозой. Президент Борис Eльцин неожиданно решает подать в отставку: все чаще напоминает о себе спина, поврежденная в авиакатастрофе в Испании, учащаются головные боли. У него ухудшается здоровье, и он решает уйти. Первое время реформаторы и умеренные в отчаянии. За исключением ряда довольно известных, но второстепенных фигур очевидных кандидатов на президентский пост нет.
Но избирательная кампания внезапно набирает темп. Две самые привлекательные фигуры, символизирующие собой все лучшее из старого и из нового, объединяются в борьбе за первый приз — за посты президента и вице-президента.
Кандидат в президенты — Александр Карамышев**. Это бывший ученый-химик, давний сторонник «ДемРоссии» и Бориса Eльцина. Карамышев — бывший советник Eльцина, ставший позднее губернатором в провинции.
Карамышев привлек всеобщее внимание своей эффективной поддержкой рыночной реформы и приватизации. К тому же у него редкая способность находить общий язык с местной законодательной властью.
Кандидат в вице-президенты Владимир Соколов, генеральный директор авиационного завода «Спутник» (где производят «Як- 40», один из популярных российских гражданских самолетов). У Соколова репутация динамичного военного промышленника, одного из самых прагматичных. Eму удалось к коммерческим проектам, которые осуществляла его авиационная компания, привлечь частный российский капитал, цитируя известную фразу «деньги не пахнут».
Политика Соколова состоит в том, чтобы не задавать инвесторам вопроса о том, откуда берутся их средства. В результате в его компанию направился мощный поток новых российских денег, собранных, как говорят некоторые предприниматели, путем «первоначального накопления».
В одной команде с Карамышевым и Соколовым идет правящая коалиция: демократические реформаторы, прагматики, региональные политики различных оттенков и военные промышленники. Борис Eльцин подписывает документ, обеспечивающий коалиции правительственную поддержку и объединяющий ее вокруг дуэта претендентов. После нескольких попыток закулисных интриг и многих торгов влиятельные деятели в лагере Eльцина, такие как Анатолий Чубайс и Михаил Полторанин, прежние соперники, такие как Григорий Явлинский, сплотились вокруг Карамышева и Соколова. В итоге коалиция Карамышев-Соколов одержала внушительную победу на президентских выборах.
The Economy: Trapped in a box
(Экономика: В капкане) Основная проблема в ходе кампании — не политика, но экономика. Она оказывается в капкане.
С одной стороны, имеются значительные достижения. Фактически все магазины, рестораны и другие торговые учреждения перешли в частные руки, в руки большого числа средних и нескольких крупных предпринимателей. «Коалиция предпринимателей» — очевидная политическая сила в стране. Владение собственностью уже не представляет опасности, так как многие ее владельцы тесно связаны с местными политиками. Утечке капитала из России противопоставлен встречный его поток, большая часть которого замаскирована под западные деньги.
Но экономика все еще расколота надвое. Действия нового частного сектора сдерживаются как прежними финансовыми и фискальными структурами, которые действуют по-прежнему хаотично, так и старой государственной экономикой, все еще истощающей и разбазаривающей огромные ресурсы в виде кредитов и субсидий нежизнеспособным производствам. Пока старая экономика придерживается этого, она сохраняет политическое могущество. Безработица быстро растет, в то время как приватизированные фирмы избавляются от лишних рабочих мест. Страх безработицы доминирует над экономической политикой правительства, парализуя серьезные попытки разрушить большие государственные монополии или довести самых хромающих до банкротства. Похоже, что российская экономика снова скатывается вниз, в ловушку высокой инфляции. И совершенно очевидно, что она действительно не сможет подняться, пока тиски прошлого не будут решительно сломаны. Признаки нового экономического кризиса уже заметны всем.
Как только Карамышев и Соколов пришли к власти, они поняли, что выбор уже сделан, но еще более важно, чтобы страна нашла в себе силы для новых попыток. И тогда Карамышев сделал важное заявление, которое, по его мнению, должно было дать новый импульс всей деятельности администрации.
(Продолжение следует).
*Chudo — чудо. Это слово в книге дается в русской транскрипции.
**(Фамилии, повторяем, вымышленные, но за каждой стоит, несомненно, конкретное лицо. — Ред.)
***
фото: На снимке: Т. Густафсон и Д.Йергин. Фото С. Канера;Фото С. Канера