Гибель исторического центра Тюмени, которую столько роз обещали, снова откладывается
Передо мной крошечная Тюмень, аккуратно выполненная из картона, пенопласта и бумаги. Игрушка для ребячьих затей да и только.
Я в гостях у «Региты» — дирекции по регенерации исторического центра Тюмени. Глава фирмы Михаил Васильевич Марьясов — мой собеседник.
— Знаете, бывший главный архитектор города говаривал, что своих бабушку и дедушку любят не за то, что они лауреаты Нобелевской премии, а за то, что дороги сердцу, несмотря на потертую одежду и морщины. Это отправная точка нашего отношения к историческому ядру города. Автор проекта и руководитель нашей творческой лаборатории — новосибирский архитектор Александр Долнаков — разработал концепцию, выдержавшую мощные атаки оппонентов. Суть ее в том, чтобы найти золотую середину между двумя крайностями. Первая крайность: пустить всю рухлядь под бульдозер. Вторая серьезнее: стремление сохранить все так, как есть.
— Воинствующий патриотизм? «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»?
— Вот-вот, — качает головой Марьясов, — до чего не люблю этот восторженный блеск в глазах сторонников «музеизации» городского центра. Не лучше ли опуститься на землю испросить у горожан, каково им жить Код мраморными табличками. Наш социологический опрос показал, что 90 процентов из них хотят жить в благоустроенной квартире.
К слову, для жителей реставрируемых домов строится многоэтажка в Восточном микрорайоне. Так-то лучше, чем намеренные поджоги, кража резных деталей домов и другие способы, используемые обитателями исторической части города для приближения к заветной мечте.
— Какой?
— Попасть под снос, разумеется. Так что сторонники «музеизации» в конце концов толкают обветшавшие памятники под нож бульдозера. Парадокс, но это так.
— А вы?
— Мы реалисты и считаем, что историческая часть — полноправный район, который должен жить и функционировать, как любой другой район города. Здесь выгоднее разместить коммерческие и общественные организации, например, Дом писателей, Дом актера (уже есть договоренность с Геннадием Башировым, главой театрального общества Тюмени).
— И, конечно, особняки богачей?
— Почему бы и нет — на правах аренды? Разве лучше будет, если предприниматели начнут вкладывать средства за границу? Мне обидно, когда на заработанные в
Тюмени деньги возводят дома где-нибудь в Краснодарском крае.
— Какова же ваша финансовая политика?
— Поиск заинтересованных инвесторов, вкладывающих деньги в реконструкцию памятников с выгодой для себя и для города.
— Кто же они? Это не коммерческая тайна?
— Напротив. Доброе дело нуждается в огласке. Это НПО «Тюменьнефтегаз», АО «Каскадхолдинг», коммерческое агентство «Константа», малое предприятие «Прайтер», АО «ТИСИ» и ряд других. Механизм прост. Хочешь иметь помещение в центре — оплати реконструкцию, воссоздание первоначального облика.
Конечно, обеспеченному человеку легче построить коттедж в экологически благополучном пригороде. Но все же мы не обойдены вниманием заинтересованных лиц, экономически самостоятельны и не клянчим из городского бюджета.
— Каковы темпы восстановления?
— 50 метров улицы в год — это уже хорошо.
— Тюменцы захотят, наверное, подробнее узнать о готовящихся преобразованиях.
— Обещаем читателям «Тюменского курьера» ответить на все интересующие вопросы,
…Передо мной крошечная Тюмень на столе. На операционном или на том, где обмывают покойников?.
***
фото: