Грустный комментарий к бюджету
25 января подписан бюджет города Тюмени на 1 квартал.
«Грустная это тема», — сказал заместитель главы администрации Сергей Бондарев в ответ на просьбу прокомментировать это весьма важное событие.
Сначала о важности. Бюджет города впервые утвержден исполнительной властью в отсутствие власти представительной. Отсюда вся тяжесть ответственности ложится на одни плечи. Во-вторых, бюджет города принят к исполнению в то время, когда нет еще ни областного бюджета, ни тем более федерального. Возможно, когда-нибудь мы будем воспринимать это событие как историческое, как один из первых шагов становления местного самоуправления, в достаточной степени независимого от органов государственной власти, а ответственного главным образом перед жителями, перед налогоплательщиками. Теперь! когда, надо думать, читатель зафиксировал торжественность момента, возвратимся к беседе с заместителем мэра.
— По расчетам на первый квартал, — сказал Сергей Александрович, — городу на текущие расходы необходимо 101,2 миллиарда рублей. Впервые в бюджете присутствуют нормативы на финансирование народного образования. Однако сумма налоговых поступлений, по тем же расчетам, составляет только 85,2 миллиарда. Дефицит, который утвержден бюджетом, — 16 миллиардов.
— Где взять недостающие деньги?
— На первый квартал оставлены те же нормативы поступлений из налоговых источников, что были в четвертом квартале. Временно, до принятия федерального закона о бюджетной системе на 1994 год.
— Надо ли вас понимать, что можно взимать налогов и побольше?
— Это напрямую к бюджету не относится. Но так как я стою с фискальной стороны, я склонен получать больше. Но я понимаю, что эта политика в конечном счете может привести не к увеличению, а к сокращению налоговых поступлений. Можно, наоборот, снизить налоги, чтобы стимулировать производство. Правда, тогда надо снижать и расходную часть бюджета. Вычеркивать из бюджет а дотации на жилье, на теплоснабжение, на транспорт. Ведь не секрет, что сегодня пассажир компенсирует совершенно мизерную часть стоимости проезда. Ни в одной развитой стране такого нет.
— Как же финансисту пройти по лезвию бритвы?
Eе ть очень простой путь, по которому мы и пошли. 16 процентов дефицита — это относится ко всем. И если кто-то приходит и просит миллион, он получает 840 тысяч. Мы открыто говорим, что финансируем все расходы на 84 процента от потребности. И предлагаем несколько вариантов: либо сокращать свои расходы, либо развивать услуги и переходить на смешанное финансирование. И третье — в ходе исполнения бюджета получать сверхплановые доходы…
— Судя по сообщениям, правительство много обещает…
— Я очень осторожно отношусь к этим обещаниям. Во-первых, они останутся на бумаге. А во-вторых, республиканский бюджет не утвержден. Значит, обещания даются под инфляционные деньги, раскручивается маховик. Должно быть наоборот- сначала утверждать бюджет, а потом давать обещания.