Никогда взыскующие града не переведутся на Руси
Такая культурная жизнь
Много злата получив в дорогу,
Я бесценный разменял металл.
Мало дал я дьяволу и Богу,
Слишком много кесарю отдал.
Потому что зло и окаянно
Я сумы боялся и тюрьмы.
Откровенья помня Иоанна,
Жил я по евангелью Фомы.
Ты ли нагадала и напела,
Ведьма древней русской маеты,
Чтоб любой уездный Кампанелла
Метил во вселенские Христы.
И каких судеб во измененье
Присудил мне дьявол или Бог
Поиски четвертых измерений
В мире, умещающемся в трех!
Нет, не ради славы и награды —
Для великой боли и красы
Никогда Взыскующие Града
Не переведутся на Руси!
Наша газета расширяет горизонты рубрики, посвященной анализу культурного калейдоскопа тюменской городской жизни. Стихотворение замечательного поэта советских времен Сергея Наровчатова, написанное в 1952 г., появилось без воли случая. Наш сериал о культуре города начинает потихоньку обживать свою нишу в местной журналистике. К своему удивлению, скажем так, скромный интерес к рубрике я обнаружил в среде старшеклассников. Оставлю в стороне некоторую дозу похвал, извинений за ряд неточностей, не менее интересны критика и сомнения, конкретные и перспективные предложения. Одно из них сегодня реализовано. Теперь регулярно в нашем отделе будут появляться лирические шедевры отечественной и мировой поэзии второй половины нашего века.
Читатель прав еще и в том, что первые материалы рубрики более всего напоминали утраченные иллюзии и набережную горьких туманов. Сегодня — стопроцентный позитив, глоток надежды и терпкое красное вино радости. Спешу сообщить, что с опросами молодых, их анализом в державе не все в порядке.
Слушайте, а ведь вся эта магия колонок, цифири и разрядов, наступательной стилистики обобщений забьет кого угодно. Чего только стоит натиск «АиФ» («Аргументы и факты»). Все цифры, измеряющие современные молодежные мотивы, настроения, сплошь аморальны, негативны, почти все зашкаливают за 70-90 процентов: глумятся над святынями Отечества, поголовно любят попсовых певцов и рок-туфту, делают классике бодливую козу ручкой, готовы хоть сейчас рвануть в Америку, уверены, что добиться успеха можно лишь нечестными путями…
И вот — серия встреч с выпускниками тюменских школ. Послушайте, ведь если молодые люди сами зажигают добрые звезды своей Гармонии, душевных порывов, значит, это кому-то из них нужно и очень важно.
Слушайте и читайте сами. Это — отрывки и небольшие комментарии к сочинениям выпускников средней школы №26.
Ученики сами выбрали темы по лирике Маяковского, «Собачьему сердцу», «Роковым яйцам», «Мастеру и Маргарите» Булгакова…
… разве нет у таланта других забот, кроме очеловечивания собак в условиях расчеловечивания самого человека? — резонно спрашивает Н. Белкина. У нее свой счет к герою Булгакова профессору Преображенскому. Но от ситуации 20-х гг. она идет к жизни нашего общества, ибо «Шариковых много и сейчас среди нас. Они уничтожают своих, словно заметая следы своего происхождения». Тему развивает О. Падерина (булгаковскую!) — нового человека не создать искусственными средствами… В. Корнилов уточняет, что всего опаснее, по Булгакову, социальное экспериментирование над людьми. И просто чудо, E. Горохова догадалась о художественной силе этого писателя. Она — в умении выдумывать свои взрослые сказки, дабы мы поумнели. А вот С. Носкова нашла свой этический ход. Она… пожалела профессора Преображенского. И правда, открывается тайна человека, драма одиночества умной личности. Г. Гагнидзе увидел в Шарикове двух существ, странное единство, когда «прекрасно» уживаются в одном теле человек и собака. А натворить они способны множество бед, не очень-то отвечая за то, что содеяли. Им все одно — кукурузу сажать под Салехардом или виноградники вырубать в крымском раю, опережая графики отчетности в процессе антиалкогольной кампании. И совсем жуть — перевыполнение процентов расстрельности невинных людей в страшном 1937-ОМ…
Увы, лишь немногие и сегодня, как профессор Преображенский у Булгакова-, с горечью понимают (С. Попкова), что наука еще не знает способов обращать зверей в людей и все возвращается на круги своя. Фантастика Булгакова и в том, что подчас настоящее гораздо страшнее и хуже, чем вымысел писателя.
Сама тема — «Воскресение Маяковского» — уже делает честь И. Вагановой. Каждое слово поэта, даже шутка, которую он извергает обгорающим ртом — как голая проститутка из горящего публичного дома — живут, спасаясь в любви…
О. Назаренко добавляет — да, но и за счет ироничности, когда глубинная красота чувства оттеняет трагическое достоинство молодости («Облако в штанах», «Про это»). Ю. Фуфаева в этом же ряду отмечает переплетение лирического тона с сатирой. Для О. Дядчук Маяковский остается «заводом счастья». Это ее право, ей близко острое ощущение поэта себя самого живым. О. Баранова пишет о том, что никто не повторит любви Маяковского, ее открытости всему миру, всем. Тему как бы завершает Л. Аверина: «Маяковский остается для нас непонятным, загадочным, даже грубым. Красиво рассказывать о банальных вещах могут многие. А вот передать свои чувства «обыденным» языком умеют не все. Маяковский постоянно влюблен. Eго любимая — неземная женщина, за которую идет постоянная борьба с «Повелителем Всего».
От лирики — в социальные настроения Маяковского. Право В. Окладникова считать, что и сегодня гражданственность и честный патриотизм поэта не потускнели. Иначе пишет Д. Бахмутский. Раньше Маяковского включили в состав советской атрибутики. Раньше можно было спокойно говорить, что его произведения — о славе коммунизма. Теперь коммунизм выглядит каламбуром, не будет никакого «города-сада», он слишком схож с утопией. Eго завод, вырабатывающий счастье, просто унифицирует людей. Eго позиция поэта толпы, лозунги и плакаты — дань времени. Но стихи резки, сухи, сильны. Странные загадки его личности. Может, ему был важен и нужен миф о себе? И все же потом другие поймут личность поэта, который и в душе остается инкогнито…
Отвечает А. Халикова. Маяковский сам стал пленником образа мира социальных потрясений. Хотя исторически он свой для революционеров, но поэзию не стоит так приспосабливать к злобе дня. А все сочинения полны прекрасным мотивом любви, и не зря в отличном эссе С. Самарина, размышляющего о Мастере и Маргарите, приведены слова В. Гауфа, что любовь — это всегда фантасмагория…
Честное слово, читатель, это выдержки из верхней части папки. Простите, ребята, что не всех привел.
В голове возникают одни банальности. Типа — смотрите, вьюношество, как я рад такой вашей культурной жизни, берегите дух и честь смолоду! Нет, возьму-ка я мудрого Арсения Тарковского. Загадаю страницу. Так, сегодня первое марта. Третий месяц. 13-я страница.
Голос:
Пд сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке.
Несет землянику в открытой корзинке,
А я на него из окошка смотрю.
Как будто в корзинке несет он зарю».
И как теперь, роясь в нашем окаменевающем дерьме будней, не верить в тайную власть поэзии над нами…