X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Никогда взыскующие града не переведутся на Руси

Такая культурная жизнь

Много злата получив в дорогу,

Я бесценный разменял металл.

Мало дал я дьяволу и Богу,

Слишком много кесарю отдал.

Потому что зло и окаянно

Я сумы боялся и тюрьмы.

Откровенья помня Иоанна,

Жил я по евангелью Фомы.

Ты ли нагадала и напела,

Ведьма древней русской маеты,

Чтоб любой уездный Кампанелла

Метил во вселенские Христы.

И каких судеб во измененье

Присудил мне дьявол или Бог

Поиски четвертых измерений

В мире, умещающемся в трех!

Нет, не ради славы и награды —

Для великой боли и красы

Никогда Взыскующие Града

Не переведутся на Руси!

Наша газета расширяет горизонты рубрики, посвященной анализу культурного калейдоскопа тюменской городской жизни. Стихотворение замечательного поэта советских времен Сергея Наровчатова, написанное в 1952 г., появилось без воли случая. Наш сериал о культуре города начинает потихоньку обживать свою нишу в местной журналистике. К своему удивлению, скажем так, скромный интерес к рубрике я обнаружил в среде старшеклассников. Оставлю в стороне некоторую дозу похвал, извинений за ряд неточностей, не менее интересны критика и сомнения, конкретные и перспективные предложения. Одно из них сегодня реализовано. Теперь регулярно в нашем отделе будут появляться лирические шедевры отечественной и мировой поэзии второй половины нашего века.

Читатель прав еще и в том, что первые материалы рубрики более всего напоминали утраченные иллюзии и набережную горьких туманов. Сегодня — стопроцентный позитив, глоток надежды и терпкое красное вино радости. Спешу сообщить, что с опросами молодых, их анализом в державе не все в порядке.

Слушайте, а ведь вся эта магия колонок, цифири и разрядов, наступательной стилистики обобщений забьет кого угодно. Чего только стоит натиск «АиФ» («Аргументы и факты»). Все цифры, измеряющие современные молодежные мотивы, настроения, сплошь аморальны, негативны, почти все зашкаливают за 70-90 процентов: глумятся над святынями Отечества, поголовно любят попсовых певцов и рок-туфту, делают классике бодливую козу ручкой, готовы хоть сейчас рвануть в Америку, уверены, что добиться успеха можно лишь нечестными путями…

И вот — серия встреч с выпускниками тюменских школ. Послушайте, ведь если молодые люди сами зажигают добрые звезды своей Гармонии, душевных порывов, значит, это кому-то из них нужно и очень важно.

Слушайте и читайте сами. Это — отрывки и небольшие комментарии к сочинениям выпускников средней школы №26.

Ученики сами выбрали темы по лирике Маяковского, «Собачьему сердцу», «Роковым яйцам», «Мастеру и Маргарите» Булгакова…

… разве нет у таланта других забот, кроме очеловечивания собак в условиях расчеловечивания самого человека? — резонно спрашивает Н. Белкина. У нее свой счет к герою Булгакова профессору Преображенскому. Но от ситуации 20-х гг. она идет к жизни нашего общества, ибо «Шариковых много и сейчас среди нас. Они уничтожают своих, словно заметая следы своего происхождения». Тему развивает О. Падерина (булгаковскую!) — нового человека не создать искусственными средствами… В. Корнилов уточняет, что всего опаснее, по Булгакову, социальное экспериментирование над людьми. И просто чудо, E. Горохова догадалась о художественной силе этого писателя. Она — в умении выдумывать свои взрослые сказки, дабы мы поумнели. А вот С. Носкова нашла свой этический ход. Она… пожалела профессора Преображенского. И правда, открывается тайна человека, драма одиночества умной личности. Г. Гагнидзе увидел в Шарикове двух существ, странное единство, когда «прекрасно» уживаются в одном теле человек и собака. А натворить они способны множество бед, не очень-то отвечая за то, что содеяли. Им все одно — кукурузу сажать под Салехардом или виноградники вырубать в крымском раю, опережая графики отчетности в процессе антиалкогольной кампании. И совсем жуть — перевыполнение процентов расстрельности невинных людей в страшном 1937-ОМ…

Увы, лишь немногие и сегодня, как профессор Преображенский у Булгакова-, с горечью понимают (С. Попкова), что наука еще не знает способов обращать зверей в людей и все возвращается на круги своя. Фантастика Булгакова и в том, что подчас настоящее гораздо страшнее и хуже, чем вымысел писателя.

Сама тема — «Воскресение Маяковского» — уже делает честь И. Вагановой. Каждое слово поэта, даже шутка, которую он извергает обгорающим ртом — как голая проститутка из горящего публичного дома — живут, спасаясь в любви…

О. Назаренко добавляет — да, но и за счет ироничности, когда глубинная красота чувства оттеняет трагическое достоинство молодости («Облако в штанах», «Про это»). Ю. Фуфаева в этом же ряду отмечает переплетение лирического тона с сатирой. Для О. Дядчук Маяковский остается «заводом счастья». Это ее право, ей близко острое ощущение поэта себя самого живым. О. Баранова пишет о том, что никто не повторит любви Маяковского, ее открытости всему миру, всем. Тему как бы завершает Л. Аверина: «Маяковский остается для нас непонятным, загадочным, даже грубым. Красиво рассказывать о банальных вещах могут многие. А вот передать свои чувства «обыденным» языком умеют не все. Маяковский постоянно влюблен. Eго любимая — неземная женщина, за которую идет постоянная борьба с «Повелителем Всего».

От лирики — в социальные настроения Маяковского. Право В. Окладникова считать, что и сегодня гражданственность и честный патриотизм поэта не потускнели. Иначе пишет Д. Бахмутский. Раньше Маяковского включили в состав советской атрибутики. Раньше можно было спокойно говорить, что его произведения — о славе коммунизма. Теперь коммунизм выглядит каламбуром, не будет никакого «города-сада», он слишком схож с утопией. Eго завод, вырабатывающий счастье, просто унифицирует людей. Eго позиция поэта толпы, лозунги и плакаты — дань времени. Но стихи резки, сухи, сильны. Странные загадки его личности. Может, ему был важен и нужен миф о себе? И все же потом другие поймут личность поэта, который и в душе остается инкогнито…

Отвечает А. Халикова. Маяковский сам стал пленником образа мира социальных потрясений. Хотя исторически он свой для революционеров, но поэзию не стоит так приспосабливать к злобе дня. А все сочинения полны прекрасным мотивом любви, и не зря в отличном эссе С. Самарина, размышляющего о Мастере и Маргарите, приведены слова В. Гауфа, что любовь — это всегда фантасмагория…

Честное слово, читатель, это выдержки из верхней части папки. Простите, ребята, что не всех привел.

В голове возникают одни банальности. Типа — смотрите, вьюношество, как я рад такой вашей культурной жизни, берегите дух и честь смолоду! Нет, возьму-ка я мудрого Арсения Тарковского. Загадаю страницу. Так, сегодня первое марта. Третий месяц. 13-я страница.

Голос:

Пд сердцем травы тяжелеют росинки,

Ребенок идет босиком по тропинке.

Несет землянику в открытой корзинке,

А я на него из окошка смотрю.

Как будто в корзинке несет он зарю».

И как теперь, роясь в нашем окаменевающем дерьме будней, не верить в тайную власть поэзии над нами…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта