Охота за головами в мартовский день
Итак, выборы шестого марта -позади. По городу они состоялись только в четырех округах из одиннадцати — в городскую Думу и в трех из пяти — в областную Думу. Конкретные цифры вы можете прочесть на второй странице «Тюменского курьера». И поразмышлять вместе с нами. А поразмышлять есть над чем.
Мартовские выборы — шаг к демократии?
Безусловно. Во-первых, народ проявил свою волю, даже если он проголосовал не бюллетенями, а ногами.
Во-вторых, выборы действительно были свободными, ничем не связанными. Может быть, случайно, а может быть, намеренно, но в эфире, например, противники шли друг за другом и были вправе либо так же темпераментно реагировать на выпады соперника либо деликатно их игнорировать. Кстати, острые слова бросались на соперников те, кто никаких официальных должностей не занимает. Официальные лица из рамок не выходили.
В-третьих, выборы — впервые, мне кажется, — показали все, на что сегодня способны кандидаты и их команды. Тут и стандартные, только что из прошлого, многословные листовки с изложением биографий, программ, платформ. И самые неожиданные конструкции плакатов. И «Бюллетень по выборам», подготовленный Тюменским отделением Республиканской партии, в котором нашлось несколько язвительных слов о каждом сопернике «своего» кандидата. А когда не могли найти серьезного изъяна, то упрекали в том, что данный соперник «на территории округа не проживает». Нормально.
В-четвертых, ничем и никому не обязанными чувствовали себя избиратели, охота за головами которых шла круглосуточно. По крайней мере, в доме, где я живу, граждане выгребали из почтовых ящиков листовки и, не читая, швыряли их себе под ноги. В канун шестого подъезд превратился в бумажную свалку. Нормально.
Администраторы начинают и выигрывают
Это первый из выводов, который можно и нужно сделать. Среди победителей (и в городскую, и в областную думы) больше всего администраторов. Степан Киричук (Тюмень), Игорь Пустовит (Калининский район), Сергей Шерегов (Ленинский район), Виктор Рейн (Ишим). Возможно, есть недовольные тем, что так получилось. Возможно, есть люди, которые опасаются сосредоточения власти представительной и исполнительной в одних руках. Но люди проголосовали именно так, и демократия состоит в том, чтобы, во-первых, смириться с волеизъявлением народа. А во-вторых, понять, почему так произошло.
Можно предположить, что граждане отдали свои голоса тем, кто связан с конкретным делом, а не с прекрасными, хотя и отдаленными проектами. Во-вторых, граждане, по-моему, устали от противостояния двух властей и боятся его.
С одиннадцатью неизвестными…
Отчего же все-таки выборы в Тюмени состоялись только по четырем из одиннадцати округов? Отчего в целом по Тюмени пришло к урнам только 23 процента избирателей?
Конечно, в свое время возьмутся за дело социологи и дадут исчерпывающий ответ. Мы же пишем по горячим следам и следуем умозаключениям.
На мой взгляд, есть две причины.
Во-первых, неполитизированному гражданину, а таких, к счастью, большинство, крайне трудно было отличить одного неизвестного от другого. А их в моем третьем округе было аж одиннадцать. И у большинства — пакет достаточно обтекаемых и осторожных обещаний.
Объективистская позиция, которую в очередной раз заняла пресса, бумажная и электронная, помогала сохранять безликость и бесполость многих кандидатов И в этой ситуации горожане больше всего, мне думается, боялись совершить ошибку, боялись про голосовать «не за того». А как выбрать «того», они тоже не знали. Пресса же, интересуясь больше стоимостью рекламных объявлений, тоже не собиралась им помочь. Чем же иным объяснить например, когда в одной из газет в одном строю стояли такие явные антиподы, как Черепанов и Речкалов?
И все же, просматривая списки кандидатов, согласимся, что «сюрприз Жириновского» в марте не повторился. Ни один из радикально настроенных кандидатов не оказался в числе лидеров и в округах, где выборы не состоялись.
Вторая причина «голосования ногами», на мой взгляд, очень проста.
Было скучно. Наши призывы об ответственности за будущее, наш серьез, наши попытки переложить всю тяжесть решения на жителей города не могли дать иного результата.
Вероятно, выборная кампания должна быть чем-то вроде шоу, спектакля — с интригой, со скандалами, с шумными разоблачениями, как это бывает на Западе. У избирателя — участника этого спектакля — должен в ходе всей кампании поддерживаться стойкий интерес к действию.
Ведь не случайно, как утверждают, проводы русской зимы, которые состоялись в то же воскресенье 6 марта, собрали куда больше народу, чем избирательные участки.
Итак, что дальше?
Новые выборы, которые должны состояться через три месяца. Поскольку четыре избранных думца кворума не составят. Зато в областной Думе кворум есть. 17 депутатов вправе’ занять свои места и начать работу.
***
фото: