Утром — в совете, днем — в стенгазете, или Почему был разрушен Древний Рим
Знаете ли вы, как, например, в античные времена, когда средства массовой информации были очень неразвиты, граждане, интересовавшиеся политическими, общественными и хозяйственными делами, удовлетворяли свое любопытство?
В Риме с 59 г. до н.э. по приказу Цезаря стали составлять и обнародовать ежедневные отчеты о собраниях сената. Протоколы заседаний вел секретарь. Копию протокола вывешивали в общественном месте. Кроме того, до всеобщего сведения доводились отчеты о народных собраниях. Оригиналы протоколов хранились в государственных архивах или в библиотеках.
Но людей, как всегда, больше интересовало то, что происходит в кулуарах власти. Нашлись смельчаки (предшественники нынешних репортеров), которые начали за определенную плату (интересно, была ли она столь же скромной, как сейчас?) собирать и распространять всякие новости. Eстественно, часто возникал эффект «глухого телефона». Так, например, Цицерон однажды услышал известие о собственной смерти.
Успешнее всего привычную для нас газетную полосу заменяли стены домов. Сохранившиеся стенные надписи в Помпеях являются по сути мелкими объявлениями. «Из лавки пропала бронзовая ваза. Eсли кто возвратит ее, получит 65 сестерциев, а если укажет вора, так что сможем выручить вещь, — 20 сестерциев.»
Была распространена и настенная предвыборная агитация, например, такая: «Цирюльники: в эдилы (что-то вроде нынешних депутатов) — Юлия Требия», «Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа», или более эмоциональное: «Eсли кто отвергает Квинтия, тот да усядется рядом с ослом».
И спортивная информация: «Труппа гладиаторов … будет сражаться в Помпеях…», «Бои с дикими зверями, атлеты, разбрызгивание воды. Будет натянут полог». И тут же, по-видимому, указание на спонсора: «Да здравствует Май, первый из горожан!».
На стенах сообщали о счастливых и горестных событиях, здесь можно было прочесть о чьей-то любви, о пропажах и находках, встретить предостережение или, например, такое пожелание: «Самий — Корнелию: повесься».
А какой-то из античных читателей написал, как и теперь это частенько водится, в «стенную газету» свои критические замечания: «Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, а продолжаешь нести надписей столько дрянных».
Да, в критиках никогда не было недостатка. Правда, «закрыть» печатный орган в те времена было значительно труднее, чем сегодня.
Хотя кто его знает — ведь отчего-то варвары разрушили Древний Рим!
РИС. ДМИТРИЯ ЖИЛИНА