Все танцы-про любовь
Лирико-статистические зарисовки с фестиваля «Звезды Сибири-94»
Часть 1 (лирическая)
Писать о танце — бесполезное занятие. Международный язык музыки и жеста не нуждается ни в переводе, ни в пересказе. Но поскольку тюменский фестиваль бальных танцев становится явлением мирового уровня, не откликнуться газетной строкой просто нельзя. «Разбор полетов», наверное, будет потом, а пока просто вспомним добрым словам эти три дня, которые промелькнули в маскарадном сверкании бижутерии и оставили в нас ощущение недолгого праздника.
Представьте себе концертно-танцевальный зал, заполненный цветами и светом, музыкой и людьми, накрытый «загон», огороженный забором рекламных щитов. В этот загон впускают по нескольку танцевальных пар, включают музыку, и под одобрительные вопли зрителей начинается напряженный марафон. Здесь же, в загоне, разгуливают члены жюри и определяют в гуще танцующих призовую «великолепную семерку».
Жюри напоминает строгих докторов, придирчиво осматривающих пациентов. Время от времени «доктора» выписывают какие-то «рецепты» на длинных и узких бумажках и отдают в счетную комиссию, восседающую у компьютера (который был предоставлен редакцией газеты «Тюменский курьер»).
Работа жюри связана с риском. Того и гляди получишь по носу. Латиноамериканские танцы стремительны. Все видели, как солидный судья из Германии едва не рухнул за рекламный забор под натиском экспрессивной пары. Под ноги зрителям то и дело летит разноцветный дождь бисера, и в антракте довольные дети ползают по полу, собирая сокровища, потерянные «золушками» фестиваля.
Танцоры в черных фраках и ослепительно белых сорочках элегантны, как лорды, но заплаты номеров на спинах делают их похожими на футболистов. Эдакая сборная дипломатов по футболу. Тиражированный фрак стандартен, как мундир. Когда перед тобой взвод «лордов», это уже не впечатляет. Зато женщины прекрасны и неповторимы. Они понимают это и демонстрируют немыслимые возможности в области моды. В их платьях сплавлены целомудренность первого бала Наташи Ростовой и эротическая откровенность вакханок.
Смешение красок, времен, культур и жанров — вот формула танцевального чемпионата.
Фестиваль напомнит вам жизнь. И здесь блестит не только бисер — но и пот. И здесь улыбку упоения сменяет гримаса нечеловеческого усилия. И здесь льются слезы поражений. И здесь вы увидите вечный парад тщеславия. И здесь подстерегает столкновение с соседом или падение на жесткие доски, если зазевается партнер. И здесь право скользить в финальном одиночестве добывается в броуновской толкотне паркетного загона с номером на спине. Вот он воочию — тернистый путь из пронумерованных в единственные и неповторимые.
Вместе с простодушной публикой мы радуемся каждой танцевальной паре и не понимаем, зачем необходимо жюри и зачем необходим выбор, когда все танцоры прямо-таки купаются в зрительской любви, подогретой музыкой и шампанским.
Часть 2 (статистическая)
Итоги фестиваля принесли-таки и Тюмени несколько приятных сюрпризов. Собственно фестиваль состоял из 4 чемпионатов.
Во-первых, прошел детский чемпионат. Eго участниками были тюменские пары.
Во-вторых, чемпионат любителей по стандарту (европейский танец). В нем приняли участие 39 российских и зарубежных танцевальных пар. Первое место заняли итальянцы Александра Биккиарелли и Вилйям Пино. Тюменская пара — Алексей Лапин и Алла Сиренко — заняли третье место. Это крупный успех тюменской танцевальной школы. Особенно если принять во внимание тот факт, что Алла вышла на паркет с температурой около 40 и тем не менее выстояла. Скоро этой самоотверженной паре предстоит защищать честь России на чемпионате мира во Львове.
В-третьих, чемпионат любителей по латиноамериканским танцам. 25 пар. Первыми были москвичи Михаил Надточий и Eлена Гринеико. Вторыми — Алексей Горбатков и Оксана Никифорова из Тюмени. Итак, все ближе вершина успеха для тюменских танцоров. Кроме того, в великолепную семерку лидеров вошли и наши земляки Eвгений Тоболкин с Эрминой Левиной.
В-четвертых, чемпионат России по европейской программе среди профессионалов. Здесь успех сопутствовал гостям из столицы Геннадию Гунько и Алле Чеботаревой. Тюмень в этом виде состязаний представлена не была.
И, кроме того, три танцевальные пары оспаривали пальму первенства по «сэквею» — танцу, состоящему из разных танцевальных приемов, связанных единым образом.
Невозможно обойти вниманием работу ведущего Станислава Попова. Бывший москвич, ныне гражданин американского города Сиэтла, сумел создать в зале непринужденную атмосферу. Состязания проходили в обстановке доверительного общения ведущего с залом. Жесткий соревновательный пыл смягчался добрым юмором и доброжелательной интонацией, и поэтому каждый в зале находился в атмосфере психологического комфорта. Как удается Станиславу так владеть аудиторией?
— Ничего сложного,- отвечает он,- для этого нужно 27 лет заниматься бальными танцами. Как профессионал я знаю суть происходящего и, кроме того, мне помогает брат, который обеспечивает звуковое оформление праздника.
Выводы
Итак, Тюмень отмечена на танцевальной карте мира. Осталось только удержать завоеванные позиции. А это сделать не так легко, прежде всего из-за финансовых трудностей. Кроме того, мешает кажущаяся элитарность бального танца. Но, думается, именно бальные танцы могут ощутимо приподнять планку культуры тюменской молодежи.
***
фото: