«Джаз — музыка лысых»
Не знаю, думали ли организаторы вечера памяти джазового музыканта Гленна Миллера, что в Тюмени так много поклонников джаза? Во всяком случае, раньше ничто не намекало на это. А тут зал ДК «Геолог» был почти полон (что в наше жестокое к культуре время означает полный успех мероприятия).
Правда, обещанный фильм «Серенада солнечной долины», прославившийся музыкой оркестра Гленна Миллера, показывали на видео в фойе и посмотреть его смогли немногие — те, что успели первыми занять несколько стульев возле телевизора, и те, что захотели постоять вокруг.
Остальные же с горя отправились в буфет, где разливали соки, .дрянной кофе и спиртные напитки. Поэтому к началу концерта многие поклонники джаза были не вполне трезвы. Некоторые, в прошлом известные джазисты, в сильном подпитии позволили себе хулиганские выходки, в частности, на сцену. С ними обошлись деликатно (выносили на руках).
Пока на сцене умащивался биг-бэнд училища искусств под руководством Eвсея Шапиро, ведущему концерт Владимиру Фейертагу пришлось подбодрить слегка разомлевшую публику парой удачных шуток. И вот — вздох музыкантов, взмах дирижера — и популярные некогда, а сейчас подзабытые мелодии полились в зал. Зал воспрял.
Ведущий совершил исторический экскурс, напомнил про жизнь и творчество Миллера и про историю джаза вообще. Про то, что ту же «Серенаду солнечной долины» нашим зрителям разрешили посмотреть советские власти только после… трагического исчезновения в 1944 году над Ла-Маншем самолета, в котором летел Миллер. Этот факт позволил нашим идеологам причислить Миллера к антифашистам, а нам — посмотреть фильм с участием его оркестра…
А ведь джаз был «мыслей западных заразой», цитирую Бродского. И «саксофон — исчадье джаза»… А вот во вторник в «Геологе» дядьки на этих самых саксофонах этак — «Фа-фа-фа-фа!» Полный восторг и ликование публики.
Потом на сцену вышел «Сева-бэнд» в едином лице Всеволода Бессараба. В честь знаменательной даты Бсссараб сыграл соло на банджо, хотя, как шутя заметил Фейертаг, «на банджо особенно не разыграешься». Затем его сменил блистательный «Крунинг-джаз» — хотя и играющий несколько в ином стиле, чем оркестр Гленна Миллера, но тоже джаз — но «легкий, порхающий». Несколько лучших композиций из своего репертуара плюс два номера в сопровождении остатков джаз-балета (раньше было две пары, а сейчас одна — Наталья Уварова и Эдик Бусыгин) — и наших джазовых земляков сменили гости из Санкт-Петербурга, ансамбль вокального джаза «Дайджест».
Четыре вокалиста — два парня и две девушки. Бас-гитара, фортепиано, ударные. Немного иностранных языков. Остальное — «па- да-бу-да, уа-па-па-ба-ду-ба». Кое-что исключительное — «В лесу родилась елочка» по-английски и «То не ветер ветку клонит» по-русски, на пять голосов а-капелла, в своеобразной интерпретации!… Для того чтобы рассказать о вокальном джазе, надо уметь так петь, а я не умею. Могу только посочувствовать тем, кто не был. на концерте и не слышал.
Скорее всего ленинградцы увезут с собой воспоминания о теплом приеме тюменской публики.
Кстати, не обошлось и без курьеза: после первого номера вышла на сцену женщина с ребенком, вручила джазистам цветы, громогласно поблагодарила «от имени Тюмени» за концерт и пригласила приезжать еще. Джазисты вылупили глаза — вроде они еще не собираются уезжать, у них еще целая программа впереди… Зал тоже упал.
Говорят: джаз — музыка толстых. В наше рыночное время толстых становится все меньше. А поколение, чья молодость совпала с расцветом джаза, уже воспитывает внуков, так что иногда начинает казаться, что джаз стал «музыкой лысых». Однако как много молодежи было на минувшем концерте!.. Очевидно нестарение джаза, которому, между прочим, уже сто лет.
ФОТО АНДРEЯ НИКОНОВА
***
фото: Соло на банджо — Всеволод Бессараб; Альтист и аранжировщик «Крунинг-джаза» Вячеслав Врублевскии; Лучший джазовый пианист области Виктор Новокаускас