Реклама и дети, или Вперед под знаменем «Марса» и «Сникерса»
Реклама — это искусство. С этим уже пришлось смириться. Хотя в таком случае почему бы и проституцию не объявить творчеством ?
Интересно, как выглядит муза, покровительствующая рекламе? Скорее всего, она горбата, хромонога, беззуба, глуха, подслеповата и вдобавок страдает шизофренией. Попробуй-ка расхваливать то, что никто не покупает, да еще и продемонстрируй сомнительные достоинства всяческих товаров на себе. Тебя ждет судьба всех испытателей, жизнь которых, говорят, коротка, как прическа призывника.
У рекламы есть свои поклонники и враги. Сильнее всего воздействует реклама на детей. Об этом можно написать целые тома. Дети инсценируют рекламные сюжеты и повторяют их, словно любимые сказки. Их мечты и привязанности сконцентрировались вокруг «Дэнди», «марсов», «сникерсов». Даже я не могу сопротивляться сладкому пению телевизионных сирен и ловлю себя на жутком желании попробовать «Вискас». Пусть он предназначен для кошек! Но черт возьми! Этот корм выглядит на экране намного аппетитней, нежели иные консервы, которые употребляем в пищу мы сами. И тогда я убегаю прочь, чтобы не сойти с ума. Но меня настигает маленький сын и говорит:
— Папа, ты почему не купишь маме тампоны «тампакс»?
— ?
— Ну, у нее на работе возникают же разные временные трудности. Тогда она сможет взять тампон в руку, налить туда синей водички и временные трудности исчезнут.
Однажды, когда еще работал в школе, я провел опрос, посвященный рекламе, в своем классе. Среди ответов на анкету чаще всего попадались рассуждения о том, что рек
лама врет. Правда, обоснования были самыми различными. Один мальчик написал, что его обманула реклама о «Сникерсе». Пятиклашка утверждал, что наесться можно не одним (как в рекламе), а только четырьмя шоколадными батончиками с жареным арахисом.
Самыми популярными оказались ролики о «вагон-уилсе», где ковбой мчится в повозке вместе с забавным индейцем. Детям нравятся ролики «Сэлдом», потому что короткие и не так раздражают, прерывая любимую передачу. Привлекает детей и банк «Империал» тем, что свои ролики замаскировал настолько, что дети не распознают в них рекламу.
Рекламный ролик о том, что «не напрасны были наши труды», единодушно возненавидели все дети. «Она грустная»,- написал самый жалостливый ребенок.
Мое же довольно миролюбивое отношение к рекламе нарушил младший сын, который вдруг стал целыми днями распевать о ямщике и, заканчивая куплет, торжественно провозглашал:
— Водка «Тройка» — это песня!
У меня возникла крамольная мысль выдрать публично тех, кто превратил старинную песню в рекламное пособие. Ролики, рекламирующие водку и сигареты, на наш взгляд, пора помещать под гриф «до 21 года» и пускать только глубокой ночью, иначе этот узаконенный идиотизм отрыгнется в будущем непредсказуемыми последствиями. Или, что еще лучше, ограничиваться короткими объявлениями, как это делают в «Коммерческом ряду» ТРТР. Сухая информация о месте продажи и цене — это самое лучшее, на что может рассчитывать древний враг рода человеческого, уносящий больше жизней, чем все войны вместе взятые.
Итак, если реклама — искусство, следовательно, и оценивать ее нужно по меркам искусства, то есть вскрывать не только содержательную, но и нравственную сторону явления.
Не запреты, но верная, нелицеприятная оценка должна сопровождать всякий коммерческий раж, забывающий во имя выгоды об истине.
А истина не в вине…