X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Заводите, граждане, собак. Городу это выгодно

Предполагалось, что доходы Тюмени в первом квартале составят 85,2 миллиарда рублей. Однако на 1 апреля в городской кассе окажется чуть больше половины намеченного — 45,7 миллиарда.

Это означает, что городу придется еще туже затягивать и без того плотно застегнутый пояс. Но наша задача — не оплакивать несостоявшиеся доходы, а понять — куда же делись так хорошо посчитанные деньги? Может быть, плохо считали?

— Считали правильно, — говорит заместитель главы администрации Сергей Бондарев. — Я могу дать для сравнения еще одну цифру. За четвертый квартал 1993 года мы собрали налогов 42 миллиарда рублей. И по всем расчетам в первом квартале сборы должны быть выше, а оказались — ниже.

Отчего же минус в городском бюджете?

Eсть несколько причин. Основной источник, по которому должны были поступить, но не поступили доходы, — налог на прибыль. Планировали — 46,8 миллиарда, а получили — 14,3. Вот и почти весь дефицит. Почему мы не имеем этих платежей? Причина общая для всей страны — кризис неплатежей. Все должны друг другу. Растет недоимка: начисляются и не. уплачиваются налоги. 8,6 миллиарда рублей.

Сергей Александрович, вы сказали «недоимка», а я вспомнил картинку из учебника истории, как у крестьянина за недоимки сводят корову со двора. Т.е. государство, которое держится на системе налогов, должно быть в этом смысле жестким, жестоким…

Тут налоговую инспекцию трудно упрекнуть. Она предъявляет санкции, штрафы. Задают вопрос: почему такие предприятия, которые налоги не платят, не признать банкротами? Заманчиво, но незаконно. Они не подпадают под закон, у них баланс положительный, им самим должны порой больше, чем они задолжали. Государство пытается провести взаимозачеты.

Говорим о движении к рынку, а уповаем на государственное регулирование? Вот посадит всех государство за единый стол и велит взаимно рассчитаться. Или прикажет: ты этому давай в долг, а ты — тому. Так, наверное, из системы не выберешься. Рынок же регулирует сам: не доверяй, требуй предоплаты, подавай в суд, сам плати вовремя…

Вы не правы: в сфере финансовых взаимоотношений уже нет старых методов. К единому государственному столу уже не вернуться. Мы все подчиняемся новым условиям. Решение проблемы неплатежей — в движении к рынку.

А среди предприятий с неплатежами есть частные фирмы?

Eсть. Мне думается, что доля акционерных и частных предприятий среди неплательщиков выше, чем предприятий федеральной и муниципальной собственности. Ведь и руководители акционерных, частных предприятий — такие же воспитанники государственной экономики. Овладение рыночным мышлением в сфере производства — процесс многолетний.

Вот-вот начинается второй квартал, и город вступает в него с теми же минусами. Значит, уже сейчас можно сказать, что какие- то программы не будут реализованы?

Мы еще раз посмотрим расходы, что-то исключим из финансирования. Например, собирались выделить? миллиардов на приобретение автобусов. Не получится. Денег нет. Откладывается строительство муниципального жилья. За 1 квартал всего 170 миллионов смогли выделить. А два миллиарда рублей пришлось исключить из финансирования. Дома, конечно, будут строиться, но это уже будет не муниципальная собственность, а собственность домостроительной компании. Осталась без финансирования приоритетная программа водоснабжения и канализации. Придется на худых сетях посидеть. Включить эту работу в полном объеме во втором квартале мы не в состоянии. Хотя в итоге выходит дороже. Нормальная жизнь — вложил деньги, получил эффект — не получается.

Я опять вспомню прошлое. Из газет: «Париж сидит без денег», «Нью-Йоркская мэрия — банкрот»… Может быть, это норма для больших городов?

Денег всегда не хватает. И для Парижа, и для Нью-Йорка. Но для больших городов необходимы стабильность, закрепленные источники доходов. Город должен знать, что он получит и в этом, и в двухтысячном году. Тогда мы сможем решать и перспективные задачи. Заканчивается март, а я до сих пор не знаю нормативов отчислений от налогов, которые останутся городу. В лучшем случае, узнаю 31 марта. И опять, мне известно, готовится изменение налогового законодательства. Нет, мне нужна стабильность.

В этом море туманностей у вас есть хоть какая-нибудь ясность?

Ясна система — разделение налогов по уровням: федеральные, региональные и местные. Но пока закон обязательно относит к местным только такие налоги, как на собак, на благоустройство территории… Основные налоги — НДС, подоходный и другие — федеральные. Их распределение возлагается на усмотрение Федерации. Мы здесь — просители.

Но ведь деньги в физическом смысле в городе есть. Eсть в банках, есть у торговли…

В 1993 году банки платили налоги на доходы от банковской деятельности. В республику, естественно. Нам — ни копья. В 1994 году банки платят налог на прибыль, как все предприятия. Но для нас ничего не переменилось. Этот налог — федеральный. Словом, долька от налогового пирога, на которой написано «город Тюмень», очень тоненькая. Пять процентов. Конкретных, надежных, но — пять.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта