Камни в почках
Eсли бы врач Анатолий Воронов был волшебником, он бы поставил на улице Республики в будочке, наподобие телефонной, аппарат для ультразвукового исследования. Чтобы любой прохожий мог зайти и проверить свое здоровье. Впрочем, не обязательно быть волшебником. Можно быть миллионером. Или начальником.
Анатолий Кузьмич повторяет: ранняя диагностика заболевания
— половина лечения.
«Я своих пациентов узнаю по выражению лица, — говорит он.-Потому что на лице у них выражение боли».
Воронов — уролог. Тридцать лет предметом его заботы служит мочекаменная болезнь, и нет ему недостатка в работе.
К сожалению, о причинах образования камней известно немного. Так что пока приходится бороться с результатом. До последнего времени единственной методикой лечения мочекаменной болезни было хирургическое вмешательство.
Операция. Это — всегда шок. Потеря трудоспособности на долгие месяцы. Что это значит для человека? Это значит лекарства — дорогие. Это значит потребность в уходе, который часто некому осуществить. Даже в условиях стационара (не хватает медсестер и санитарок). Операция -это уродливый шрам на теле (что, к примеру, у молоденькой девушки может породить комплекс неполноценности и поломатьвсе. Кроме того, операция не гарантирует от повторного образования камня, а это значит
— она не последняя…
И вот лет десять назад на Западе, а позже и у нас, стали появляться методики лечения этой тяжелой болезни не хирургическим путем, и в том числе — литотрипсия («разбивание камней»). Так, три года назад впервые в области медсанчасть Тюмень-нефтегаза благодаря финансовой поддержке ведомства «приобрела германский аппарат «Пьезолит-2500» для ударноволновой литотрипсии.
Год назад началась работа. Почти полторы сотни человек с мочекаменной болезнью при помощи аппарата были избавлены от страданий.
Врач-оператор Эдуард Ляйхт продемонстировал мне, как работает арпарат.
Попробую объяснить своими словами. Литотриптор «Пьезолит» представляет собой белый «саркофаг» с электронной начинкой, снабженный рентгеновской трубкой и ультразвуковым сканером для коррекции наведения на камень. На поверхности «саркофага» — круглое отверстие, на которое поясницей ложится больной.
Принцип действия основан на водной природе человека: наведенная ударная волна, целью которой является камень, приводит в движение частицы воды в организме человека, эта волна «ударяет» по камню и разбивает его. Вот так — примитивно — все.
Самое важное, что все это возможно сделать в амбулаторных условиях. Человек встает и уходит домой. А через несколько дней он может выйти на работу. Продолжительность лечения еще зависит и от количества камней в почке.
Насколько болезненна процедура? Пациенты, прошедшие ее, уверяют: по сравнению с болью, которую приходилось терпеть прежде, эти неприятные ощущения — ничто.
Эффективность подобного лечения — 70 процентов. «Мы могли бы добиться 100-процентной эффективности, — говорит Анатолий Воронов, — если бы строже осуществляли отбор. Но, случается, мы берем больного, которому по всем книжным параметрам процедура не показана — то есть бесполезна. Например, если камень большой. Но все просто в теории. А когда перед тобой страдающий человек, то — чем черт не шутит? — нельзя не рискнуть, не попробовать.
Бывает, что подобный риск приводит к поразительным результатам. Дробятся и выходят камни, которые — по книжным стандартам — не должны дробиться и выходить.
Бывает, для разрушения камня достаточно одного сеанса, в других случаях необходимо несколько процедур. Мелкие осколочки камня выходят через мочевые пути. Случается, что крупный камень после процедуры забивает мочеточник. Для устранения столь опасных последствий в почку вводится небольшая трубочка — стент-катетер, — которая выполняет функции мочеточника.
Бывает, что удивительных результатов и не происходит. Однако, говорят специалисты, вреда никакого.
— Возможно, кто-то, прочитав публикацию в газете, захочет попасть к вам на прием, — осторожно интересуюсь у Воронова.
— Пусть приходят, — отвечает. -Мы принимаем по понедельникам, средам и пятницам с 12 до 14 часов.
Однако нужно предупредить: кабинет ударно-волновой литотрипсии хозрасчетный.А аппарат стоит 1 100 000 долларов. Только его сервисное обслуживание ежегодно обходится поликлинике в 10 миллионов рублей.
Приезжали немцы, узнавали, удивлялись: им-то наши расценки показались смешными, у них подобная процедура стоит значительно дороже. А у нас не каждый может себе позволить выложить разом минимум 150 тысяч.
Даже стент — такая простенькая с виду трубочка — в нашей стране не выпускается. А за границей она стоит 100 долларов. Так что при необходимости к стоимости процедуры автоматически прибавляется эта сумма.
(Конечно, собственные пациенты поликлиники обслуживаются бесплатно).
Бывает, придет человек на прием, его отправляют в бухгалтерию. И тот больше не возвращается.
Понятно. Но обидно.
Понятно, но обидно, и другое. Кабинет оснащен и прочим уникальным импортным оборудованием для лечения мочекаменной болезни. Рентгеноурологическая установка «Уроликс»; перкутанный нефроскоп — инструмент для манипуляции на почечной лоханке через кожу, измельчения и извлечения камней; уретероренофиброскоп; «Литотрон» для электрогидравлического дробления камней в мочеточнике и почечной лоханке под контролем глаза… Этот набор в принципе позволяет обеспечить весь комплекс необходимых процедур для облегчения жизни больным людям. И Тюмени, и области.
Но для этого необходим стационар.
Во-первых, это оборудование необходимо где-то разместить. Увеличить штат (а сегодня их трое — два врача и медсестра). Во-вторых, некоторым больным необходимо наблюдение. В-третьих, многим пациентам (особенно приезжающих из других городов и сел нашей области) просто негде остановиться.
Ради справедливости нужно отметить, что стационар — это то, о чем давно мечтают персонал и пациенты медсанчасти ТНГ. И эта мечта уже получила когоетные очертания.
К сожалению, это очертания долгостроя.
(Продолжение следует)
***
фото: Анатолий Воронов;