Унесенные ветром, или Что делать с муниципальной собственностью?
Вчера мне пришлось присутствовать на небольшом совещании. Речь шла о дальнейшей приватизации муниципальной собственности. В данном случае — магазинов.
Валерий Федоренко, председатель городского Фонда имущества, назвал положение с приватизацией в городе Тюмени — ситуационный тупик. Московское руководство торопит и нажимает. Более того, есть опасность, что «управление приватизацией может пойти без нас». С другой стороны, местные власти хотели бы корректированной, избирательной приватизации… Что имеется в виду?
Да вот продавался «Детский мир». Были условия конкурса, следовательно, предпочтение тому покупателю, который обещал дать больше, сделать быстрее и лучше? Не тут-то было. Победила в конкурсе корпорация «Тюменьинвестстрой». И началось подозрительное бурчание: детские товары — особые, сейчас их изведут под корень, поставщиков не знают, надо бы отдать тем, кто умеет торговать…
Интересно, конечно, но эти умеющие торговать, самые квалифицированные специалисты своего дела, выработали, по-моему, 8 гражданах нашей страны, моего, во всяком случае, поколения, стойкую нелюбовь к торговле, к людям торговли, к учреждениям торговли, к руководителям торговли.
Сейчас, когда городские магазины стали в большинстве своем частной собственностью, стало ли нам, покупателям, жителям, налогоплательщикам, лучше или хуже?
Конечно, пакет претензий к магазинам новой формы собственности достаточно велик. В одном месте сведен до минимума обязательный и дешевый ассортимент товаров (хлеб, молоко). В другом — прежние товары побросали в пыльный угол, а на витрину — сигареты и бутылки с заморскими фальшивыми этикетками. В третьем — море претензий к качеству товара…
Но вспомним, что мы говорили и что писали в газетах о торговле в те годы, когда вся она была государственной?
Очереди. Безобразное качество продуктов. Грубость. Обманы и обвесы. Заднее крыльцо. Многострадальная мифическая книга жалоб, общением с которой почему-то никто не мог насладиться… А классическое, рожденное именно в магазине Страны Советов: вас много, я одна; ушла на базу; не нравится — не бери…
О том, что сегодня творится в этой сфере, — существуют самые разные мнения. Вызывая огонь на себя, буду предельно краток.
Да, еще нет конкуренции, еще не бьется продавец за мое, покупателево, внимание, да еще я не всегда прав в магазине и не скоро уволит директор-хозяин нарубившего мне продавца. Но зато, когда есть время, я не захожу в «Центральный» — дорого! Я не захожу в «Океан» — плохо пахнет! Eсли есть время, я еду в «Видергебурт», где всегда свежие продукты, и где они дешевле хоть чуточку…
Самое главное: у меня нет больше тяжелого, как ярмо, ощущения, что один и тот же магазин, растиражированный по всей стране, выделен мне и прикреплен ко мне на всю мою жизнь.
Надо было видеть, что произошло, когда один из участников обсуждения начал ссылаться на воронежский опыт, где каким-то способом сохранили райпищеторги, превратив их в акционерные общества, что «позволило упорядочить руководство торговлей»… Восстали все или почти все. Почему-то никому не хотелось возвращаться в мир упорядоченной торговли, черного хода, одинаковых, хотя и регулируемых цен.
Eсли коротко, в дискуссии было два болевых центра. Как вести, как продолжать приватизацию муниципальной собственности в торговле? И как защитить интересы тех, кому свободный рынок уже не по карману и не по возрасту?
И другие вопросы. В чьи руки попадут крупнейшие городские гастрономы? Не исчезнут ли магазины для малообеспеченных? А какие дивиденды получит город от приватизации? Тем более что впереди еще приватизация системы бытового обслуживания…
Конечно, вопросов было больше, чем ответов. Например, где взять людей, которые бы проверяли наличие лицензий у уличных торговцев? Почему хозяева железных ларьков, вставших на газонах, не платят штрафы в городскую казну? Почему не платят те, что загромождают подъезды и проезды? Почему? Почему? Почему?
Но, с другой стороны, как только мелкие, средние и крупные торговцы начнут платить за аренду земли, за место, за проезд, за мусор — поднимутся цены, и значит, это мы станем платить за их нарушения, за их грубость, за их недостатки. Что мы тогда выиграем?
Да, мир сорвался с якорей и плывет в открытом море.
Несколько фраз о личном. О том, как я пытаюсь понять происходящее.
Помните «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл? Там есть страницы, как будто списанные с нашей жизни.
На патриархальный, упорядоченный Юг вторглись орды северян. Сначала солдат, потом торговцев, маклеров, спекулянтов. Нахальных, невоспитанных, отталкивающих всех локтями… Теперь и мы, как чопорные южане, таращим глаза, пытаясь понять, где наше прошлое, где мы сами, что нам делать… С тех прошло больше ста лет.
Почему-то я верю, что мы обретем почву под ногами раньше.