Новый Диоген
(Заметки по поводу премьеры)
Премьера спектакля «Господин, который платит» состоялась 25 мая сего года в помещении Тюменского театра драмы и комедии. Театр «Ангажемент» может смело рисовать на фюзеляже новую звездочку. Несмотря на некоторые накладки, звучали долгие овации и занавес — почти неслыханное дело! — поднимали и опускали два раза. Все участники действа получили заслуженные цветы, а зрители — эстетическое наслаждение плюс повод для размышлений о «нашей буче, боевой и кипучей».
Режиссер Александр Шпилевой предельно лаконичен в выборе средств: на сцене только несколько кресел, которым суждено становиться то столиком, то кроватью, в зависимости от ситуации. Эффектен зачин спектакля, когда лица исполнителей выхватываются из темноты мгновенными вспышками яркого света. Стремителен темп, убедительны исполнители. Комплиментов заслуживают, на наш взгляд, все (вот что значит творческий отбор, который, видимо, в театре «Ангажемент» суров). Ляпсусы (внезапно и не к месту раскрывающийся чемодан тещи, к тому же пустой; осечка пистолета) не смазали общей картины.
Итак, некий господин Амилькар (сдержанная манера А. Волошенко вызывает устойчивые зрительские симпатии), обиженный жизнью, которая обделила его любовью, семьей, дружбой и одарила только великолепными «рогами», решает с помощью денег приобрести полный комплект семейного счастья и заполучить верного друга в придачу. Найдены несколько безработных, заключены контракты, и игра началась.
Но что это! Наемная «дочь», бездомная девка с панели вдруг по-настоящему привязывается к «отцу» (молодая актриса Ю.Шкуренко, успешно дебютировавшая в «Преступлении и наказании»). Иллюзия семейного тепла стала для сироты реальностью. Eе парень, свирепый борец с буржуа (А.Шлямин), тоже принимает правила безумной игры и готов сам подставить шею под ярмо сладкого семейного рабства. Оплаченный «старинный друг» (Л.Окунев), кажется, искренне дарит нашему герою свою бескорыстную дружбу. И главное чудо: господина, который платит, полюбила Женщина (как всегда на высоте Т. Пертова). Увидела в его чудачествах не выходку пресыщенного бездельника, а поиски утраченного Рая, стремление залечить рану. Или просто полюбила, ведь и такое случается на белом свете.
Неужели произошло чудо, равное сотворению мира в библейском варианте? «И сказал бог: да будет свет. И стал свет… И увидел Бог, что это хорошо». Заманчиво, не правда ли, почувствовать себя творцом? Особенно в наше время, когда всеми умами прямо-таки овладела маниакальная идея, будто деньги могут все.
Eще чуть-чуть, и все будут счастливы. Помните «Приключения Буратино»? Старый шарманщик Карло страстно хотел ребенка — и ожило обыкновенное полено. Семейный очаг, нарисованный на куске старого холста, материализовался и весело запылал, а запах бараньей похлебки с чесноком уже коснулся нашего обоняния. Eще чуть-чуть!
Но у нашей сказки грустный конец. Творец должен заплатить жизнью за сотворение мира. Карточный домик рушится.
Господину Амилькару не повезло. Eго душевная рана оказалась смертельной. Но жизнь, что нанесла ее, одарила господина, который платит, и целебным лекарством. Жаль, душевных сил было отпущено ему слишком мало, чтобы воспользоваться этим бесценным снадобьем — любовью. Мир, который хотел он сотворить с помощью денег (украденных!), оказывается, уже давно сотворен. Чужие люди, наугад выхваченные из толпы авантюристом Амилькаром, несут в себе громадный запас нежности, доброты, любви, сами не подозревая об этом. В них» спасение Амилькара. Почему же не сумел он воспользоваться шансом?
Художник, игравший для Амилькара «роль» старинного друга, ухватил за хвост удачу и…
ушел, правда, расплатившись гениальной картиной за дружбу по контракту. Ну так что ж? Неужели этого оказалось достаточно для самоубийства?
Трагический финал упорно подталкивает нас к мысли, что жизнь — это пьеса, которую невозможно переиграть. Но что-то в душе сопротивляется развязке. Для тоге чтобы неясные ощущения облечь в понятия, скажем, о персонажа; пьесы, которые на сцене не появляются, хотя их присутствие диктует логику поступков героя.
Это их именами Амилькар наделяет тех, кому по контракт суждено сыграть жену, дочь р старого друга. Имена ми конкретных людей предавших его. Их не существующую верность, любовь и привязанность пытается инсценировать «режиссёр и автор» Амилькар. Не когда марионетки оживают, один из троих «старинный друг Леон» — поступает так же, ка: его прототип. Уходит. Амилькар делает вывод, что остальные «актеры его театра» тоже предадут. Раньше или поз же, но поступят они аналогично. Все, что дает жизнь, она отнимает таков его окончательные вывод. Таков баланс душевного банкротства. Вот где, на наш взгляд и кроется просчёт Амилькара. Кассир Александр Амилькар оценил жизнь по-бухгалтерски. Получился нуль. Eсли следовать логике поступка Амилькара, по кажется, что жизнь — это пьеса о предателях и запаса душевных сил отпущено нам только на один «дебют».
И все-таки, может быть, можнс начать сначала, даже после оглу шительной катастрофы? По край ней мере. Женщина, посланная судьбою Амилькару, способна на это. Она-то приходит к этому чудаку после многих своих потерь и разочарований. Она находит в себе силы полюбить еще раз Жаль, наш киник не смог переиграть своей «роли». Он забыл еще одну обязанность творца — «…И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы…»
Не перевелись еще Диогены в поисках человека разгуливающие с фонарем среди бела дня
***
фото: Фото Сергея Киселева