Милиция решила привлечь м борьбе с преступностью экстрасенсов и «детекторы лжи»
Свыше ста раз за последние месяцы экстрасенсы смогли помочь сотрудникам милиции в расследовании уголовных дел. Более чем в тридцати случаях убийц, насильников и грабителей находили с применением полиграфов («детекторов лжи»)… И, судя по последней информации из МВД России, так называемые «нетрадиционные методы в раскрытии преступлений» в ближайшее время будут использоваться все чаще.
Сейчас во ВНИИ МВД РФ представители ведомственной научной мысли демонстрируют новейшие разработки и оборудование, которое возьмут на вооружение их коллеги, непосредственно работающие с криминальной средой. Среди «нетрадиционных методов» в Министерстве внутренних дел на ближайшее время выделены три основных: помощь людей, наделенных экстраординарными психофизиологическими способностями (экстрасенсов), использование полиграфов («детекторов лжи») и разработка по предварительным данным следствия психологического портрета предполагаемого преступника. Все это, по мнению сотрудников МВД, должно помочь им сократить огромное количество людей, уходящих сегодня от уголовной ответственности за свои деяния.
Возможности экстрасенсов для наглядности во ВНИИ ныне иллюстрируют учебным фильмом о старшем сержанте отряда милиции особого назначения, у которого в служебной командировке в Eкатеринбурге внезапно открылся дар «читать мысли» у людей, подозреваемых в совершении преступлений.
Присутствуя на допросах захваченных и отконвоированных с его помощью преступников, омоновец независимо от диалога начинал «внутренним взглядом» видеть все подробности краж и грабежей, встречи и разговоры их участников, места, где пряталось награбленное. К радости оперативников и печали «злодеев», все сходилось до мельчайших подробностей, вплоть до описания рисунка на ковре в комнате, где готовились к преступной операции, и одежды ее участников.
За короткое время при помощи озарений старшего сержанта удалось раскрыть более двадцати преступлений, совершенных в Москве, Eкатеринбурге и Перми…
Всего же, по подсчетам ВНИИ МВД, в России порядка двенадцати экстрасенсов помогли милиции за последние месяцы в расследовании более чем ста уголовных дел. Правда, порядка ста пятидесяти «провидцев», рвавшихся «на выручку» следователям, оказались элементарными врунами и аферистами.
Впрочем, все подсчеты пока весьма приблизительны. Как рассказывает начальник отдела ВНИИ А. Скрыпников, получив приказ от руководства Министерства внутренних дел изучить возможность использования экстрасенсорных способностей в оперативной работе, его люди разослали по областям специальные запросы. В них местных милиционеров просили поделиться соответствующим положительным опытом. Но многие предпочли отписать, что никогда о подобном не слышали, хотя давно и успешно пользовались услугами экстрасенсов. Сказался давний страх, когда за «нетрадиционные методы» можно было поплатиться должностью и погонами.
Как оказалось, люди с экстраординарными психофизиологическими способностями в основном помогают следствию в раскрытии убийств, поиске пропавших без вести, обнаружении трупов. Имена двенадцати «проверенных» в работе экстрасенсов ради их собственной безопасности держатся в секрете…
По словам Скрыпникова, органы внутренних дел располагают оперативными косвенными данными о том, что в своей деятельности экстрасенсов пытаются использовать и криминальные структуры. Конфиденциально другие сотрудники ВНИИ это разъясняют подробнее. Людей с экстраординарными способностями уголовный мир привлекает «на коммерческой основе» для того же, что и милиция, — для поиска пропавших живых и мертвых. Eще считается, что при помощи экстрасенсов криминальные деятели пытаются влиять на сотрудников милиции, расследующих конкретные дела. Но эта версия реального подтверждения пока не получила…
Другой «нетрадиционный метод», который теперь должен активно внедряться в повседневную практику российской милиции, — использование полиграфа («детектора лжи») для проверки подозреваемых. Это устройство, которое, по сути, является измерителем психофизиологического стресса, активно используется сегодня в США и ряде западных стран. Сверхточная аппаратура чутко фиксирует состояние человека, которому задают бесконечное количество вопросов, в большинстве своем напрямую не связанных с преступлением, которое ему инкриминируется. Считается, что, какой бы железной силой воли ни обладал попавший на полиграф, датчики «поймают» малейшие изменения в температуре, сердцебиении и прочем, даже при косвенном упоминании каких-либо деталей злодеяния… Вероятность успеха почти стопроцентная. Бессилен полиграф лишь перед душевнобольными людьми…
Для примера используется история с нашим разведчиком Абелем, задержанным сотрудниками американских спецслужб. Чтобы выяснить, где находится шпионский тайник, они не стали подвергать Абеля ужасным пыткам, а посадили его перед картой США, опутанного проводами «детектора лжи». Так, водя указкой и снимая показания с «детектора», постепенно выяснили сначала штат, потом город, дом и так далее.
В России полиграф особенно активно применяется сегодня в Краснодаре. С его помощью там раскрыто уже 28 преступлений, в основном убийств, изнасилований и крупных грабежей.
Как оказалось, «детекторы лжи» уже начали выпускать серийно двух вариантов на двух предприятиях. Существует и третья модификация, созданная в НИИ спецтехники, но ее хранят в строжайшем секрете. Хотя повсеместно подчеркивается, что у нас, как и в США, полиграф используется только с согласия подозреваемого, существует российская модель «детектора лжи», замаскированного под стул и снимающего показания с человека на расстоянии, без прикрепления к телу датчиков. То есть скрытно и незаметно.
Крупные банки, коммерческие фирмы и криминальные структуры, как рассказывается, сегодня тоже нередко используют полиграфы для проверки благонадежности персонала. Правда, в отличие от милиции, вооруженной отечественной аппаратурой по полторы тысячи долларов за комплект, они предпочитают «детекторы лжи» импортного производства за восемь-десять тысяч…
Активно в повседневную практику оперативных служб будут внедряться новейшие разработки по созданию психологического портрета предполагаемого преступника. Пренебрежение ими в свое время сыграло печальную роль в истории с поимкой маньяка-садиста Чикатило. Однако использование этих методов связано с тщательным описанием всех обстоятельств и места преступления, что в обстановке повседневной текучки и всеобщего разгильдяйства делается крайне плохо.
Что же, теперь милиция будет активно использовать «нетрадиционные методы», и, возможно, они помогут в какой-то степени сократить огромную массу нераскрытых преступлений. Но, как было сказано в МВД РФ, ни озарения экстрасенсов, ни результаты тестирования на «детекторе лжи», ни компьютерный «криминальный портрет» никогда не будут использоваться в суде в качестве доказательств, а останутся лишь подспорьем при отработке оперативных версий и поиске преступников.