X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Дом раздора

Люди как люди, но их очень испортил — квартирный вопрос.

М. Булгаков

Как просто при капитализме! Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая/в темном чулане хранится, в доме, который построил Джек…

В Отечестве нашем все по-другому. В Отечестве нашем право на жилище имеет каждый. По закону. Как оно реализуется на практике — это уже другой вопрос. Кое-кому благоустроенная квартира достается сразу и без особых хлопот. Кто-то получает ее через пару лет. Остальные граждане числятся в бесконечных списках очередников десятилетиями и нередко уходят на пенсию, так и не выбравшись из тесных муравейников общежитий и пансионатов.

Группа преподавателей Тюменского инженерно-строительного института, очевидно, отнесла себя к этому самому большинству. И постановила: не ждать у моря погоды, а решить квартирный вопрос собственными силами.

В 1987 году создали инициативную группу, затем — в июне 1990 года — объединились в товарищество индивидуальных застройщиков. Кстати, первыми в Тюмени, переняв опыт киевлян.

Строительство велось с большими трудностями. Думаю, что тогда немногие, в институте верили в успех этого предприятия. Год ушел на отвод земли в центре города. Чтобы собрать необходимые средства, застройщикам пришлось, по выражению доцента кафедры строительной механики Фатыха Шарыпова, пойти с шапкой по ведомствам и главкам. С трудом добывали и стройматериалы. Удалось завершить дом при помощи Сургутнефтегаза на условиях долевого участия.

Фатых Шарыпов:

— За все это время институт не выделил нам ни копейки. Но когда дом был построен, новый ректор института Виктор Чикишев потребовал, чтобы свою прежнюю жилплощадь застройщики подарили институту. Только при этом условии, мол, мы получим регистрационные удостоверения на право собственности на квартиры. БТИ удостоверения нам выдало, но ректор их оставил у себя. Считаю это решение противозаконным. Мы строили жилье собственными силами, без помощи института. Моя прежняя квартира, в которой раньше проживали 11 человек, приватизирована и является моей частной собственностью. На каком основании я должен дарить жилплощадь, заработанную тридцатилетним трудом?

У ректора ТИСИ Виктора Чикишева иное мнение. И свои аргументы. Деньги на строительство спонсоры выделили не Шарыпову и иже с ним, а институту. И поступали они насчет института. И земля была отведена институту. Решение о передаче (дарении) освободившихся квартир принято не Виктором Чикишевым, а советом института. В жилье нуждаются не только застройщики: в списке очередников свыше сотни сотрудников института. И, наконец, большинство застройщиков согласно с решением совета института, о чем свидетельствуют их письменные заявления об отказе от прежней жилплощади.

Забота ректора о сотрудниках вполне понятна. Но почему она должна проявляться за счет инициаторов строительства? И как быть с правом Фатыха Шарыпова на частную собственность? Eго квартира, как уже говорилось, приватизирована…

Eще один взгляд. Председатель комитета по учету и распределению жилья городской администрации Игорь Спиридонов считает:

— Предстоит еще разобраться, кто, как и на какие деньги строил этот дом. Что же касается права на частную собственность, насколько мне известно, прежде застройщики были согласны передать освободившуюся жилплощадь институту…

Разбирать возникшую ситуацию будет суд. Нимало не пытаясь влиять на решение суда, хотел бы позволить себе несколько поразмышлять над проблемой.

В прежние времена, когда «все вокруг — колхозное», такой ситуации не могло бы даже возникнуть. Но — появилась частная собственность. Государственная, в прошлом, квартира Фатыха Шарыпова по решению того же государства стала собственной.

Появились проблемы. Раньше было все просто: отдал государственную — получил государственную. Сейчас то и другое — свое. Возникли новые отношения, с которыми и граждане, и начальники этих граждан еще не всегда в ладу. Возникли, точнее, вернулись — имущественные споры, законодательные закорючки. Как тут не вспомнить благостно-простое: голый человек на голой земле — и никакой частной собственности!

Шутка. Но доценту Шарыпову не до шуток. Доцент Шарыпов, человек с тридцатилетним трудовым стажем, обратился в суде просьбой: признать ему принадлежащее его собственностью. Задача у суда весьма сложная. Начальники, которые некогда благословляли инициативу Шарыпова и иже с ним, уже не начальники. У новых властей, не несущих ответственности за решения старых, мнения могут быть совершенно противоположные. Вот только один вопрос беспокоит: захочется ли кому-нибудь впредь собственными руками решать жилищную проблему в Тюмени?

Не знаю, не знаю…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта