Неудачный поход за золотом
Кто знает, сколько походов и экспедиций было предпринято во глубину таинственной Сибири? Наверное, ничуть не меньше, чем на американском континенте, куда устремлялись европейцы в поисках сказочной страны Эльдорадо. И наше Зауралье нередко играло роль берега, откуда отплывали российские аргонавты. Как и положено, за золотым руном. Как и положено, с благословения монарха.
22 мая 1714 года на борту галеры «Святая Наталья» Петр I подписал указ «Об организации экспедиции в Эркеть»: «… подполковнику, господину и кавалеру Ивану Дмитриевичу Бухгольцу. Понеже доносил нам сибирский губернатор князь Гагарин, что в Сибири близ калмыцкого городка Eркета на реке Дарье промышляют песочное золото. Для того ехать тебе в Тобольск и взять там 1500 человек воинских людей, с ними йттить на Ямыш-озеро и делать город».
Получив царский указ, Иван Бухгольц с несколькими офицерами и солдатами Преображенского полка выехал в августе 1714 года из Москвы и 14 ноября того же года прибыл в Тобольск. Началась подготовка к походу. По городам Западной Сибири было разослано предписание «О поставке служилых людей экспедиции Бухгольца». Коменданту Тюмени Эверлакову в 1715 году было велено: «Из Тобольских, Тюменских и Туринских людей и казачьих детей выбрать 500 человек и отдать господину Бухгольцеву, а старых и увечных не брать». Из Тюмени было направлено 150 человек, а из уезда рекрут 70 человек в состав готовившейся экспедиции.
Весной 1715 года губернатор сообщал новому коменданту Тюмени Дмитрию Борисовичу Зубову о том, что «9 марта поехал из Тобольска в Исетские слободы подполковник Бухгольцев для разбору драгун». Сам Бухгольц приказал тюменскому коменданту «выслать из Тюмени в Тобольск для военного походу тюменских жителей» и направил за ними казака Самойло Урбановского. Кроме этого, Тюмень поставила экспедиции несколько медных пушек.
Архивные документы сохранили до наших дней имена участников похода за «песочным золотом». Среди них были: тюменский пеший казак Федор Eлисеев, деревни Созоновой оброчный бобыль Константин Федотов, конный казак Корнила Тараканов, Федор Пищахин и Артемий Казаков.
После 7-месячной подготовки экспедиция И. Д. Бухгольца в составе 2932 человек (994 из них были тюменскими и тобольскими служилыми людьми) на 60 судах отправилась вверх по Иртышу. По пути к ним присоединилось еще 12 судов. Сопровождаемая драгунами и 2 полками пехоты, двигавшимися по берегу, флотилия 1 октября 1715-года достигла Ямышева-озера, севернее Семипалатинска. Отряд исследовал местность и основал укрепленный городок.
Местные жители были встревожены появлением пришельцев. В феврале 1716 года 10-тысячное калмыцкое войско Тайши Черин-Дондука внезапно напало на зимовье экспедиции. После 12-часового боя натиск противника был отбит, но крепость оказалась в осаде, Черин-Дондук послал Бухгольцу ультиматум: «Я буду жить кругом города, и людей твоих никуда не пущу, а запасы твои издержатся, и будете голодны, и я город возьму. Eсли ты не хочешь войны, то объезжайте места…»
Осада длилась 3 месяца. Тюменцы, тоболяки и туринцы героически оборонялись, но боеприпасы были на исходе, начались болезни, голод. В живых осталось 700 человек. Бухгольц решил отступить. Калмыки не препятствовали этому, но сразу же после ухода экспедиции разрушили крепость. 28 апреля 1716г. экспедиция Бухгольца на 18 дощаниках отступила вниз по Иртышу. В устье реки Оми оставшиеся в живых члены экспедиции основали город Омск. Оставив майора Велья11#инова-Зернова руководить новой крепостью, подполковник Бухгольц выехал в Тобольск, затем в Санкт-Петербург, где 22 января 1719 года Иван Дмитриевич давал показания в Правительствующем Сенате «О неудачном исходе экспедиции в Эркеть».
Несмотря на неудачу, поход экспедиции имел важное значение. Было положено начало созданию Сибирской линии — 141 укрепление по Иртышу, от Омска на Семипалатинск и Усть-Каменогорск для защиты русских владений от набегов степных кочевников. Сам Иван Дмитриевич Бухгольц в 1724-1730 годах управлял уездами, граничащими с Китаем, ас 1731 по 1740 год в чине бригадира был комендантом Селенгинска.