Верность дороге
В театре кукол в тот день царил радостный переполох. Все узнали новость: Ирине Кузиной присвоено звание заслуженной артистки России, и каждый торопился поздравить ведущую актрису, мастера сцены и просто хорошего человека.
Виновницу торжества мы застали с ножницами в руках. На столе обрезки поролона, но -гости есть гости — рождение новой куклы откладывается. Нужно занимать непрошеных посетителей, и лучше всего это сделать с помощью семейного альбома. Не беда, что здесь, в театре, альбома нет. Семейный портрет представить нетрудно и со слов Ирины. В центре, конечно, отец, волжанин по рождению, военный, а прежде учитель рисования. Рядом мать, ее работа самая важная — хранительница семейного очага. Значит, наклонности к изящному от отца.
— Нет, — протестует Ирина. — Не только. У мамы артистические способности. И старшая сестра -актриса. В нашем драматическом театре работала и меня в, Тюмень позвала. Сейчас она в Ставрополе вместе с мужем…
(Конечно же, актерскую супружескую пару Наталью Зубкову и Михаила Новакова хорошо помнят тюменские зрители)
Ирина родилась в городе Свободном Амурской области. В 1978 году закончила (Ленинградский институт театра, музыки и кино). Специальность — актер театра кукол. И с тех пор осталась навсегда верной своей профессии.
Среди множества актерских работ есть у Ирины роль девочки Элли в сказке «Волшебник Изумрудного города».
Подобно сказочной героине, много лет шагает Ирина Кузина по своей дороге. Только желтым кирпичом та дорога не вымощена, хотя испытаний на ней не меньше. Нет на этой дороге оглушительного эстрадного успеха. Кукольники всегда спрятаны за ширмой и редко показываются на сцене рядом со своими персонажами.
— У людей множество интересов и незачем им сообща увлекаться, скажем, кукольным театром. Но небольшой круг единомышленников у нас всегда есть.
Мы понемногу обрастаем людьми, которым интересна наша работа. Зато эти люди смотрят наши спектакли по 8-10 раз, и их мнение очень важно для нас.
— Сейчас очень модным стал разговор о защите русской культуры. Возникают различные общества, «защищающие» культуру на всех уровнях. Но мне представляется более действенным способом защиты ваша работа по восстановлению театра Петрушки.
— Да, итальянцы гораздо лучше знают свои национальные корни. И прекрасно разбираются в персонажах комедии дель арте. И Пульчинеллу своего знают и любят. А мы своего Петра Ивановича подзабыли. А ведь это целый пласт народного театра. Откройте книги наших классиков Бунина, Григоровича, и вы увидите, как был распространен в России Петрушка.
(Ирина с Сергеем садятся на любимого конька, и привести целиком захватывающий разговор сейчас не представляется возможным. Дело в том, что они едва ли не единственные в России кукольники, восстановившие театр Петрушки и представляющие кукольное искусство на международных фестивалях в Eвропе. «Дом Петрушки. Куклы Кузиных» — так называется их семейный дуэт. Вот и в июле артистов ждут в итальянском городе Червия для участия в традиционном фестивале.)
— Ирина, вас в Тюмени уже привыкли видеть вместе с Сергеем. У вас репутация неразлучной семейной пары. В наше нестабильное время такое постоянство, что называется, радует глаз. Вы давно вместе?
— 14 лет. Дочери нашей уже 13. Мы единомышленники. Мне интересно с Сергеем, а ему, надеюсь, со мной.
Девочка Элли идет по дороге. Правда, нет на ней серебряных башмачков. И путь этот не выложен желтым кирпичом. Но девочка верна той ухабистой российской дороге, которую выбрала сама…
— Eсть у нас мечта, — говорил Сергей, — чтобы международные фестивали кукольных театров проходили в Тюмени. Постоянно. Условия у нас для этого есть…
…и. авторитет, — добавим мы. Люди, которые не меняют выбранной дороги, приходят к своей мечте.