X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Рваная перчатка

Больше всего на свете люди любят … организовываться. Стоит собраться у колодца двум женщинам, как образуется священный союз по обсуждению достоинств и недостатков подруг. Трое мужчин, очутившись вместе, моментально создают этакий уютный клуб джентльменов под названием «На троих». Он и она сливаются в семью. Литература, словно зеркало, отражает этот поистине муравьиный инстинкт в названиях книг — «Три мушкетера»… «Четыре танкиста и собака»… Али-Баба и сорок разбойников»… «Тимур и его команда»… Множество людей соединяется в деревню. Многое множество образует город. Великое множество — государство.

История человечества — это, собственно, история различных организаций, непрерывно сменяющих одна другую. Почему происходит эта бесконечная смена партий, империй, формаций и декораций? А почему дети играют в разные игры? Не потому ли, что играть в одну, даже самую интересную, игру надоедает? И, кроме того, долгая игра определяет сильных игроков, которые знают правила лучше и постоянно выигрывают. Остальным обидно. Хочется поскорее сменить забаву. Вдруг правила новой игры будут усвоены лучше другими игроками и тогда героями станут те, кто раньше был в тени? Каждая игра имеет свои ритуалы. Когда в детстве мы играли в пионеры, были дробь барабанов, гусиная перекличка горнов, красные галстуки, костер. Сначала это нравилось. Становясь старше, мы уходили от надоевших правил, но единственная преемница пионерских игр — комсомолия — устраивала уже далеко не всех.

Вспоминаю скандальный случай в нашей школе. Однажды всех учеников от мала до велика построили на внеочередную линейку и наш хмурый директор, сверкая орденской планкой и прической «под Котовского», произнес гневную речь о том, что у нас действует подпольная организация старшеклассников. Мы, пятиклашки, были смертельно напуганы и в то же время приятно поражены. Вот здорово!

Называлась эта «коза ностра», кажется, «Рваная перчатка». Одна из акций этой грозной «партии», заключалась в том, что после уроков «рваноперчаточники» отлупили какого-то задаваку- отличника. (Eсли бы это случилось просто так, дело ограничилось бы вызовом родителей или визитом к директору. Но тут был другой случай. Посягательство на основы!)

А потом, как водится, нашелся предатель, и разгромленную «организацию» заставили выйти перед линейкой и начали шумно стыдить. Мы с интересом рассматривали предъявленные вещественные доказательства — драную кружевную дамскую перчатку.

Оказывается, руководила «карбонариями» старшая сестра моей одноклассницы, которая моментально обзавелась радужным ореолом нашего уважения. Осталось в памяти ощущение священного трепета от созерцания грозной процедуры «гражданской казни» «подпольщиков».

Таким представало перед нами время, не терпевшее инакомыслия. Запомнилось, что никто не заплакал, хотя вид «террористы» имели жалкий. Они знали, что линейкой репрессии не ограничатся и многое еще предстоит вытерпеть, но держались с мужеством первых христиан.

Сейчас вспоминать об этом забавно. Не потому ли, что изрядно надоевшая всем пионерская организация сегодня сама почти очутилась в положении «Рваной перчатки»? Старая игра уходит в тень подполья. И будьте уверены, в ней сразу же появится прелесть запретного плода, привкус тайны. И новой силой наполнятся строки:

«Спой песню, как бывало,

отрядный запевала,

а я ее тихонько подхвачу …»

В какие игры мы будем играть завтра? Трудно предугадать. С уверенностью можно сказать лишь одно. Любой скуке и заорганизованности, любым надоевшим людским играм всегда будет брошен вызов — смешная, рваная, но грозная перчатка…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта