Путь к острову Хэ
В зигзагообразном маршруте, который вычертит на карте Тюменской области Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, остров Хэ, лежащий неподалеку от устья реки Надым, являет собою как бы конечную точку всего путешествия. Мне думается, что посещение этого пустынного места на Хэнской стороне Обской губы является и логическим концом визита, и смыслом его. Смыслом, который мало постигается мирянами. Да и клириками, которые сегодня немного, знают о внутрицерковных про блемах двадцатых годов.
Несколько слов из истории. То, что известно мне, человеку светскому. Патриаршество на Руси уничтожил Петр Первый, не желающий ни с кем делить самодержавную власть.
Восстановлено патриаршество было после Октябрьской революции. На поместном Соборе, который состоялся в Кремле 21 ноября 1917 г., избран Патриархом — митрополит Московский Тихон.
А теперь мы вплотную подступаем к сюжету, который начался в Москве, а окончился, как утверждает ряд источников, на печальном острове Хэ.
Патриарх Тихон в 1920 году вручил Петру Полянскому епископскую митру. А через четыре года епископ Подольский Петр назначен уже митрополитом Крутицким.
Патриарх Тихон, последние годы находившийся под домашним арестом, умер 25 марта 1925 года. И Собор 37 епископов избрал 12 апреля того же года митрополита Петра Полянского местоблюстителем патриаршего престола. А 10 декабря Петр был арестован и сослан на остров Хэ. Зарубежные источники указывают, что там он и скончался.
После этого, насколько можно судить по чрезвычайно скупым данным, управление Московской епархией перешло к викариям под председательством епископа Дмитровского Серафима (Звездинского). (Он только что возвратился из ссылки в Зырянский край). Затем местоблюстителем стал митрополит Сергий Нижегородский. А Серафим кочевал из одной ссылки в другую, пока не оказался в Ишиме, где и был арестован в 1937 году, 24 июня. Потом осужден и расстрелян.
Так что высшие иерархи Русской Православной Церкви прошли через территорию нынешней Тюменской области и — один на юге, другой на севере — приняли, как пишут в церковных книгах, мученический венец.
Сегодня в Русской Православной Церкви и в Зарубежной РПЦ — разное отношение к Сергию, сотрудничавшему с советской властью и ставшему Патриархом в 1943 году. Зарубежная — этого сотрудничества не принимает. Российская церковь вправе сказать о себе стихами Анны Ахматовой: «Я была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был…»
Церковь, не имеющая канонических различий, сегодня расколота политически. Обращаясь к памяти не принявшего власть Советов Петра Полянского, церковь в России, мне думается, делает шаг к примирению.
«Палестина для верующих — святая земля, — сказал настоятель Знаменского кафедрального собора о. Валерий. — Для нас, христиан, в России такой святой землей является Сибирь. Это Русская Голгофа».
Eсли вы внимательно читаете Книгу расстрелянных, которую печатает «Тюменский курьер», вы, быть может, обратили внимание, сколько в этих списках священнослужителей — священников, дьяконов, монахов и монашек, церковных старост. Богоборчество рано или поздно оборачивается человекоборчеством. Нетерпимость — всегда убивает.
Поездка Патриарха Алексия II в Хэ, надеюсь, послужит примирению людей.