Милицейские и воры
День, когда в сводке городского управления внутренних дел числятся одни только квартирные кражи, принято считать спокойным. Дежурный так и отвечает: ничего серьезного, ничего интересного… И я, знаете, нередко с ним соглашаюсь — действительно, очистили десять-пятнадцать квартир, ни погони, ни стрельбы, ни леденящих кровь подробностей…
Но подождите минуточку! Представьте себя на месте этого ограбленного — в испоганенной, изгаженной квартире, вывернута наизнанку личная жизнь, все уголки обшарены чужими жадными руками, вещи — купленные, собранные, радовавшие душу и тело, унесены.
Но это — эмоции, тонкости. Обратимся к грубому языку цифр.
За пять месяцев 1994 года в городе Тюмени зарегистрировано 1352 кражи. По 270 краж в месяц. По 9 в день.
И пусть меня простят уважаемые стражи, но мне кажется, что их не слишком волнуют квартирные кражи. Уважаемый депутат городской Думы и начальник городского управления внутренних дел Юрий Коновалов весьма доволен тем, что за пять месяцев текущего года обворовано на 132 квартиры меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Разделяют ли эту отчетную радость 1352 обворованных?
Глубоко уверен, что проблема борьбы с квартирными кражами — искусственная. Юрий Коновалов рассказал мне, что практически каждый раз, когда городская милиция проводила специальную операцию по ловле квартирных воров, она успешно заставала их на месте преступления. При этом использовались специальные скрытые меры наблюдения и многое другое, чем службы владеют.
Не будучи криминалистом, позволю себе сделать некоторые логические выкладки.
Во-первых, систематичность краж, их четкая локализация по времени суток (они, как правило, исполняются в светлое, так называемое «рабочее время») позволяют предположить, что заняты этим промыслом не любители, которым сегодня приходит в голову блажь очистить квартиру, а завтра — поучаствовать в шахматном турнире на первенство дома отдыха имени Оловянникова.
Во-вторых, будучи профессионалами, они поддаются учету, контролю, наблюдению. Я уверен, что в городском УВД уже есть компьютерные программы, которые в состоянии по совокупности признаков вычислить группу или группы квартирных воров.
А то что же получается: какая-то воровская компания ходит к нам домой, как на работу, и живет за наш счет. А родная милиция — ссылается на отсутствие сил. У воров — силы есть, а у милиции — нету? Что же нам теперь воров брать на охрану? Тогда зачем милиция?
А то ведь до чего дошло — не так давно обворовали одну из квартир на той же лестничной площадке, где живет губернатор Рокецкий. Правда, той кражей занимался лично начальник областного УВД генерал-майор милиции Башарин. Но это одна из тысячи трехсот пятидесяти двух. На всех генералов не хватит. Тут надо поработать капитанам, лейтенантам и, самое главное, сержантам. На них одна надежда.