Патриарх Алексий II: «Русская глубинка дает заряд бодрости»
«Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя»
преп. Серафим Саровский
В одночасье верующую страну не сделаешь атеистической. И страну атеистов также не сде-паешь религиозной — в одночасье.
Нуждается ли в подробном комментировании поездка Патриарха Московского и всея Руси по Тобольско-Тюменской епархии? А может быть, достаточно взглянуть на эти снимки, сделанные в Тюмени и Тобольске? Взглянуть в лицо Патриарху и в лица тем, кто его встречает, кто тянется к нему с верой, а кто и с простым, человеческим и вовсе не предосудительным любопытством. Сравнить эти лица и почувствовать, что несет людям этот священнослужитель в парадном облачении — покой, умиротворение, желание постигнуть себя, определить собственную роль в этом мире…
Верующие воспринимают слова главы Русской Православной церкви как откровение. Неверующие ищут в них логику, обращение к разуму, ответ на вопросы не столько мировоззренческие, сколько политические.
Надеюсь, что надежд верующих Патриарх не обманул. Моих надежд он не обманул тоже. Алексий II на встрече с преподавателями и студентами Тюменского университета был откровенен. Был прям. Не искал похвалы у слушателей.
Eго, как сказали мне, принимали по протоколу — на уровне главы государства. Этот уровень был прежде всего, по-моему, в умении видеть будущее страны, роль и место церкви в этом будущем. «Сегодня время не разбрасывать камни, а собирать их. Время искать дорогу к храму», — сказал Патриарх.
И я понимаю это не как призыв становиться под церковные знамена, а как требование искать храм в собственной душе.
И еще я понимаю, что путь этот — многолетний и многотрудный. И понимаю, что Патриарх это понимает.
Во всяком случае, на радикальные призывы — конституционно оформить Россию как страну православную, в обязательном порядке ввести в вузах историю православной церкви, а в школах — уроки Закона Божьего, сделать Библию любимой книгой в стране — Алексий II отвечал, что нельзя все делать насильно, что обязательное преподавание не всегда дает результаты, на которые рассчитывают торопливые учителя, что Патриарх против того, чтобы церковь была государственной. У государства и церкви — разные задачи, подчеркнул он. Общее у них — забота о нравственном здоровье общества.
Мне жаль, что эта встреча была в столь небольшом зале, куда можно было войти лишь по пропускам. Жаль, что многие, использующие сегодня имя Господа всуе, ради сиюминутных политических выгод, не услышали ответов Патриарха на сложные вопросы российской жизни. Например, о нынешнем разделении славянских народов, которые радикалы готовы воссоединить хотя бы и силой оружия. Патриарх дал понять, что такой шаг церковь не поддержит: «она должна объединять народы вне национальных границ». Что восстановление в России монархии -невозможно. Что РПЦ за рубежом, обвиняя остававшихся в России священнослужителей «в чем только возможно», не идет на сотрудничество, а закрепляет раскол.
Не мне, человеку светскому, атеисту, касаться канонических тонкостей, о которых могут и должны судить верующие, и только они. Но Патриарх — человек, мыслитель, политик, руководитель конфессии, объединяющей миллионы граждан России, — вызывает у меня восхищение.
Впрочем, зачем говорить об этом, когда есть снимки. Смотрите. Думайте.
Желающим подписаться на «Тюменский курьер» напоминаем: 28, 29 и 30 июня вы можете сделать это за четыре, пять или шесть тысяч рублей. Подробности по тел. 24-78-13, 26-80-50, 26-49-94.
***
фото: