Первые самолеты и первые летчики Тюмени
Начало двадцатого века -время бурного развития авиации. Хотя первый самолет в России был построен Можайским еще в 1882 году, но Российское товарищество воздухоплавания основано было предпринимателем С.С. Щетининым только в 1910 году. На заводе, где работало до ста человек, он начал выпуск аэропланов из расчета одна машина в пять дней.
Это были аэропланы французских фирм, и русские «летуны», как называли тогда пилотов, проходили обучение во Франции. Россия покоряла пятый океан на «фарманах», «ньюпорах», «сопвичах», «вуазенах» и «блерио».
Весной 1910 года в Петербурге прошла пербая международная авиационная неделя. Среди любопытных в толпе оказался двадцатидевятилетний юрист Александр Васильев. Eго покорили парящие в небе аэропланы, и он отправился во Францию. Васильев закончил школу Луи Блерио, аэроклуб Франции выдал ему пилотский диплом N 192.
Через год в составе группы из . девяти пилотов Васильев участвовал в перелете по маршруту Петербург — Москва. На самолете «блерио-XI» он был единственным, кто достиг цели, преодолев за девять с половиной летных часов 725 километров. Позднее Александр Васильев начал целую серию публичных полетов, пропагандируя достижения российской авиации. Он одним из первых освоил фигуры высшего пилотажа.
19 июня 1912 года «блерио-XI» пилота Васильева появился в небе Тюмени. Он совершил два полета, покорив тюменцев, собравшихся на городском ипподроме. «Сибирская торговая газета», выходившая в те годы в Тюмени, так описывала это событие: «… небольшой антракт, и вот второй взлет на фоне уже темнеющего неба. Eще выше -метров на 300-400 — поднимается уверенный в себе авиатор и описывает в вышине грандиозную восьмерку. На мгновение побывав в небесах, зрители опускаются на землю…»
Многие тюменцы, потрясенные полетом, вступили в общество друзей воздухоплавания и вносили пожертвования в фонд развития воздушного флота России.
Судьба талантливого пилота оказалась трагической. После серии показательных полетов он стал летчиком-испытателем на заводе С.С. Щетинина, успешно совершил перелет Петербург -Москва — Петербург. А потом началась мировая война, и Васильев ушел на фронт вольноопределяющимся. После нескольких удачных вылетов его самолет был подбит и совершил вынужденную посадку в районе Львова. Пилот попал в плен, бежал, был пойман, и умер в плену.
Сражался на той войне и другой летчик, имя которого связано с Тюменью. В восторженной толпе на тюменском ипподроме следил за полетом Васильева уроженец Камышловского уезда Владимир Затылкин. Он тоже «заболел небом». Окончив землемерское училище и Оренбуржскую школу прапорщиков, Затылкин поступил на авиакурсы. Летчик-наблюдатель поручик Затылкин за мужество и храбрость был награжден орденами св. Анны (IVст.) и св. Станислава (III ст.). После окончания гражданской войны он долгое время служил начальником административной части Тюменского губвоенкомата. Позднее его следы теряются…