Дактилоскопия и человеческое достоинство
Однажды, около ста лет тому назад, дактилоскопия, как способ идентификации личности, вывела криминалистику из тупика. Следователи прокуратуры Тюменской области считают: сейчас получение от всех россиян отпечатков их пальцев приведет не только к перелому в борьбе с преступностью, но и окажет бесценные услуги при опознании жертв насилия, несчастных случаев и стихийных бедствий. Противники дактилоскопии видят в ней посягательство на личную свободу.
Во всяком споре лучшим аргументом является исторический опыт. В 1924-1936 годах, когда волна преступности захлестнула Соединенные Штаты Америки, развитие службы дактилоскопической идентификации помогло Федеральному бюро расследований победить дикий гангстеризм. Но самым значительным было то, что директору ФБР Эдгару Гуверу удалось осуществить, казалось, невозможное. Именно в стране, где свободу отдельной личности возводят в принцип, благодаря терпеливости Гувера, его призывам к здравому смыслу и пониманию со стороны прессы и общественности, картотека отпечатков пальцев насчитывала в 1956 году 141 231 713 карточек. Причем 112 096 777 принадлежали не преступникам, а честным, ничем не опороченным гражданам. С помощью ЭВМ американские полицейские за несколько минут могут опознать арестованного или ранее судимого, а также установить почти любого пострадавшего.
Так идентифицируют личность в США. А у нас? По уголовной статистике число пропавших без вести людей в Российской Федерации неуклонно растет. Тюменская область — не исключение. Из-за местных природных особенностей здесь находят полуразложившиеся и обезображенные трупы чаще всего в реках, озерах, болотах. Иногда мертвецы всплывают за сотни километров от мест исчезновения. Для сокрытия следов преступления убийцы, как правило, расчленяют свои жертвы. Второй год подряд река Исеть приносит на нашу территорию .не установленных до настоящего времени утопленников. Результаты судебно-медицинских экспертиз ставят под сомнение версию о самоубийствах. Трупы в Туре в черте города тоже не редкость.
При наличии отпечатков пальцев на все население страны и региона опознать погибших не составило бы большого труда. Мертвым, как известно, все равно, каково их последнее пристанище. А как быть родственникам, не проводившим в последний путь своих близких? Из-за того, что по разным причинам не идентифицировали и захоронили безымянными.
В таких условиях дактилоскопия становится не столько средством борьбы с преступностью, сколько гарантией защиты чести и достоинства граждан. Даже после их гибели.