X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

За морем — полушка, да рубль перевоз

В который раз тюменцев-работников вузов, педагогов колледжей, гимназий, школ, подготовивших собственные, разной степени оригинальности, программы и рукописи курса мировой художественной культуры, -посрамили.

За 2,5 тыс. рэ вы спокойненько можете купить «Историю мировой художественной культуры», изданную в Твери (1993 г.). Над фамилией автора (Н.Г. Грибунина) напечатано: «Методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства». Чей кабинет, не уточняется.

Пособие адресовано школьникам, студентам колледжей и «может быть интересно широкому кругу читателей». В нем представлены этапы и итоги материальной и духовной культуры, начиная с так называемого первобытного общества, потом — античный мир. Древний Восток, Древняя Русь, Средневековье, Возрождение. В приложении — широкий спектр иллюстративного материала.

Рецензенты считают, что книгу «отличает ясность мысли, оригинальность суждений и хороший литературный язык. Высокая информационная насыщенность пособия сочетается с точным и художественно оправданным анализом ряда наиболее характерных и выдающихся памятников искусства».

Вокруг нас, у соседей, в Москве таких изданий выпущено с добрый десяток. Eще больше пособий, размноженных на ротапринте, ксероксах. Книга И. Грибуниной не хуже, не лучше своих собратьев. Писана она на самом деле особым языком наших учебников — канцеляритом -таким скучным и монотонным, что даже вымирающим сейчас отличникам придется зубрить ее страницы механически, наизусть.

Попробуйте хотя бы просто запомнить в среднем по 50 терминов, понятий, художественных явлений (на один лист!). Всего страниц 237. Скука правит бал -от перечисления литературных достижений страны и эпохи автор переходит к занудному перечислению живописных шедевров, потом скульптура и т. д.

А теперь — крамола. Никто из спецов толком не знает, в каком просвещенческом чиновничьем, уме родилась в конце 70-х годов эта «инициатива» — внедрить в учебные планы школ и вузов предмет, обозванный как «мировая художественная культура (МХК)».

Здравый смысл подсказывает, что в этом случае педагоги обладают суммой знаний о развитии человеческой культуры на всех материках хотя бы за последние 20 тыс. лет. Отличают символику ацтекских пирамид от египетских, резьбу по кости аборигенов Аляски от аборигенов Сенегала, танцы бушменов от танцев Норвегии.

В 1983 г. мне пришлось повышать свою квалификацию на всесоюзном семинаре зав. кафедрами гуманитарных наук в г. Горьком. Обсуждались там и первые программы по МХК. «Высовываться» всегда плохо, при любых режимах. Но выступил, получил «по басам».

Пытался достучаться: если уж нельзя отменить эту несуразицу, то давайте хоть говорить о концепциях культуры в ту или иную эпоху. Допустим, о волне Возрождения, обежавшей все развитые страны того времени, когда язык европейского театра своеобразно перекликался с театральной эстетикой в Японии. Потом, есть же общие свойства, общие категории в художественном освоении мира, когда то или иное открытие проявляется одновременно в литературе, музыке, живописи. Другими словами, изучать художественные стили своего времени. Бесполезно…

Встрепенулись мы в Тюмени с началом перестройки. Потом поверили в декларации новых руководящих структур образования.

А когда Тюменский областной институт усовершенствования учителей стал называться институтом повышения квалификации педагогических кадров, когда там появилась кафедра гуманитарных наук, наш небольшой творческий коллектив был готов расплакаться от радости.

Eще бы! Программу свою МХК мы разработали, даже кто-то нас заметил, аж три месяца в прошлом году мы были «на договоре» у одной из гимназий, получали аж по 10 тыс. рэ в месяц.

А потом, когда увидели, как летят миллионы в сторону С. Eрмаковой и А. Жарова, выпустивших свой «учебник детской жизни», как много образовательных начальников и даже учителей — якобы новаторов и новаторов в том числе — ездят туда-сюда за новым, даже за осевшие бугры, мы решили -пора предлагать свой проект учебника, защищать его перед экспертной комиссией. Пухлый проспект был сдан в «верха». Там же он и канул в тюменскую Лету. Не называю фамилий коллег-соавторов. Они сейчас в отпуске. Могу и навредить. Но редакции они известны, как известны и сотням учителей из области, которые оставили свои положительные отзывы о многих разделах нашего учебника по МХК. Богатые студенты перекатывают наши лекции и беседы на множительной аппаратуре.

С год назад обратились мы в издательский концерн «Северный Дом». Но один из редакторов по поручению его президента Л. Цареградской отписал нам в самом замшелом советско-бюрократическом духе. Шлите рукопись, мол, в Москву, в министерство, в институты пед. академии. Нужны солидные отзывы.

А вот в Твери этот комплекс преодолен. У книги Н. Грибуниной нормальные рецензенты, практики — для кого она и писала.

Что же это такое? Ну нет у нас времени обивать пороги наших администраций, развеивать интриги, сплетни, зависть. Давайте устроим областной или городской конкурс.

Пусть соревнуются рукописи тюменцев по МХК — только в комиссию лучше определить практиков-учителей и старшеклассников. Иначе итоги опять будут зависеть от местных корпоративных связей, амбиций.

А пока… пока выкладывайте, родители, тысячи за заморскую «штучку». Любуйтесь чадом своим, уснувшим на абзаце:

«Иисус Христос (Мессия), его ученики, их последователи утверждали новое мировосприятие. Оно концентрировалось в вере в искупительную жертву Иисуса Христа и вечное царство, как награду за земные страдания. Заповеди христианства несли в себе новые принципы человеческих взаимоотношений: любви ко всем людям, терпения и смирения пред всеми тяготами жизни, служения Богу. Именно последнее требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов, среди которых все большее место занимал культ обожествляемого императора».

Бедный Лев Толстой, Николай Бердяев, о. Сергей Булгаков, о. Александр Мень и многие люди света, так ярко, памятно и эмоционально писавшие о зарождении христианства!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта