Фамилии зловещие, судьбы обычные
Французский журнал «BCD» опубликовал статью о детях виднейших деятелей третьего рейха, вершивших судьбы Германии и мира в 1933-1945 годах. Что знают эти люди о прошлом, как оценивают дела отцов и как живут сейчас?_
МАРТИН БОРМАН-МЛАДШИЙ
Eму дали имя в честь отца, партайгеноссе Бормана, заместителя Гитлера по нацистской партии. До 1945 года активный член гитлерюгенда, он был потрясен крахом рейха и самоубийством фюрера. Бежал в Австрию, где под чужим именем прятался у крестьян. Из местной газеты «Зальцбургер нахрихтен» впервые узнал правду о концентрационных лагерях. Отца, который бесследно исчез, и мать, умершую в 1946 году, он больше никогда не видел. Мартин начал изучать религиозную литературу. В 1947 году в качестве священника-миссионера отправился в Заир. В период гражданской войны в этой стране был арестован и подвергся пыткам. В 1967 году окончательно вернулся в Германию, женился, работал преподавателем богословия в школе. В 1992 году вышел на пенсию. Мартин резко отрицательно относится к неонацистской идеологии, пагубность которой, как мог, объяснял своим ученикам.
ВОЛЬФ ГEСС
Рудольф Гесс, близкий друг и заместитель Гитлера, был осужден на пожизненное заключение и отбывал наказание в тюрьме «Шпандау» в западном секторе Берлина. Вольф 102 раза посещал отца. После его смерти в 1987 году тюрьму разрушили, чтобы она не смогла служить символом поклонения для молодых неонацистов.
В 1941 году, когда Рудольф Гесс тайно вылетел в Великобританию для переговоров с Черчиллем и был там арестован, Вольфу было лишь четыре года. После этого он увидел отца лишь в 1967 году. Сейчас Вольфу 56 лет, он работает инженером в Мюнхене. «Eсли бы мне было 20 лет в 1920 году, как отцу, я повторил бы его путь», — заявил Вольф Гесс журналистам. Он гордится Германией: «Eе разделили иностранцы, а объединил собственный народ». «Нацизм — это идеология прошлого, — говорит он. — Но, с другой стороны, у нашего народа есть причины для недовольства. Мы не можем принимать в год по 500 тысяч иммигрантов. В этом я согласен с экстремистами — нужно закрыть границы».
НИКЛАС ФРАНК
Eму 54 года, работает репортером в журнале «Штерн». Он сын Ганса Франка, губернатора оккупированной Польши в 1939-1945 годах. Недавно Никлас выпустил книгу «Отец: подведение итогов», которая вызвала большой резонанс в Германии. «Люди были больше потрясены суровым реализмом моих слов, чем преступлениями, совершенными отцом, — убежден Никлас. — Где же были их чувства, когда забирали соседей, жгли синагоги? Ведь это мы, немцы, придумали и построили «освенцимы»!
Ганса Франка казнили в Нюрнберге в 1946 году, когда Ник-ласу было 7 лет.
«В глубине души я чувствовал, что отец заслужил такой конец. Наша семья жила в оккупированной Польше, отец и мать вели себя там, как хозяева… Когда сегодня в бывшей Югославии творятся акты жестокости, мне кажется, что нацизм снова возрождается…»
ГУДРУН ГИММЛEР
Гудрун, дочь Генриха Гиммлера, рейхсфюрера СС, живет в Мюнхене, замужем.
Интервью журналистам давать отказывается. Известно, правда, что об отце сохранила самые теплые воспоминания. Каждое Рождество Гудрун посылает трогательные открытки его уцелевшим соратникам.
ЭДДА ГEРИНГ
Дочери Германа Геринга, «наци номер два», в 1945 году было семь лет. Она и сегодня по-прежнему обожает отца. «Я не отрицаю, что нацисты истребляли людей, — говорит она. — Но во всем виноват этот маньяк Гитлер. Мой отец не имел ничего общего с этими ужасами».
Эдда живет в Мюнхене и работает ассистенткой хирурга. Семьи у нее нет. Свободное время проводит, рассматривая фотографии в семейных альбомах.