Дом — фенольный, нервы — железные, чиновники — и в суде тоже
Терпению этого человека можно только удивляться. Другой бы уже давно не выдержал этих бесконечных хождений по бюрократическим кругам, да еще в сочетании с тяжелой болезнью. Те, из-за кого она стала инвалидом, должны бы оплатить ущерб, нанесенный ее здоровью, не говоря уж о другой помощи. Но они пребывают в счастливом спокойствии, а она — снова в больнице.
С этим горе-жилищем — улица Олимпийская, 26 — нас познакомила Тамара Александровна Нетребо. Наша газета писала о нем 25 декабря прошлого года. О том, что было дальше, — сегодня.
С декабря Тамара Александровна познакомилась и встретилась со множеством людей с разных ступеней бюрократической системы, от мэра города до юрисконсульта бывшего Сибкомплектмонтажа (ему до сих пор принадлежит злополучный дом). В перерывах — лежала в больницах.
Никто не помог ей, Удивлению чиновников не было границ. Главный вопрос, что ей задавали и на который она не могла ответить; почему это вы болеете, а другие нет? Все равно, что спросить: почему вы не выросли до двух метров, к примеру.
«Почему вы не можете жить в этом доме, а другие могут?» -вопрошали удивленные. Да не могут они, другие, а просто вынуждены. Но вот ее собственное здоровье оказалось неспособно противостоять нынешнему климату этого дома. Может быть, это и достойно недоверчивого удивления, если делового подхода не находится, но это просто факт. К тому же еще неизвестно, каковы будут последствия проживания в фенольном доме для других. Потому что представители «самой гуманной профессии» почему-то стесняются дать свое квалифицированное заключение об экологическом состоянии этого дома, ссылаясь на отсутствие средств на проведение экспертизы. Но при этом, подтверждая первую группу инвалидности Тамары Александровны, врачи ссылаются на воздействие фенолов и формальдегидов как на причину ее болезни. Отчаявшись от кого-либо получить помощь, Тамара Александровна обратилась в суд. В феврале — первое ее обращение — исковое заявление ей вернули, приняли только в марте. На первое заседание суда — 17 мая — ответчики не явились, равно как и на второе — 7 июля. Никакой ответственности за волокиту суд им не определил.
Тут хотелось (бы отметить одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что Нетребо не живет в своей квартире. Не может -даже недолгое пребывание там приносит жестокое удушье. Она буквально скитается по городу. Сейчас ее приютила добрая женщина, тоже инвалид, которая когда-то жила в том же доме на Олимпийской, и они вдвоем живут в Червишево. Представляете, какие деньги уходят из инвалидской пенсии на бесполезные поездки в город? Наконец, 26 июля суд состоялся. Ответчик -напомню, бывший Сибкомплектмонтаж, владелец дома, — прислал своего юрисконсульта. Начальники не снизошли. Молодой судья по фамилии Лаврентьев был строг и даже суров по отношению к настрадавшейся женщине. Вопросы, которые он ей задавал, скорее мог ли быть адресованы врачам:
— У вас есть доказательства, что от действий Сибкомплектмонтажа у вас возникло заболевание? Не могло быть, что у вас особо чувствительный организм к воздействию этих врредных веществ? Достоверно горСЭО ответить не может, откуда в доме запах?
Может быть, это наивно, но почему-то казалось, что хоть в какой-то степени судебное заседание должно готовиться — все-таки речь идет о ЧEЛОВEКE. Тем более что в суде дело находится давно, и, наверное, на эти действительно непростые вопросы можно было получить ответы специалистов. В деле — множество медицинских справок, полученных Тамарой Александровной, в том числе от аллерголога с категорическим запрещением контактов с опасными веществами, даже если это пропахшее фенолом собственное платье. Наверное, в ходе подготовки судебного заседания можно было заказать экологическую экспертизу -как-никак суд, третья власть. Тем более что 30 жильцов обращались в прокуратуру с просьбой помочь обследовать дом.
Отсутствие всего этого по меньшей мере не внушает веры в обоснованность и справедливость судебного решения. Бедной женщине в суде никто (за столько времени!) не удосужился объяснить, что она как инвалид имеет право на бесплатные услуги адвоката. Но удивительней всего было все-таки другое. Юрисконсульт, представлявшая интересы Сибкомплектмонтажа, не могла выговорить слово «формальдегиды» и даже сказала: «Не могу понять это слово». Видимо, она вообще не имела представления о существе судебного спора — и при этом выиграла иск! Я уж не говорю о мелких неточностях, допускаемых ответчицей, например, ссылка на встречи с дочерью Тамары Александровны и соседями, — потом выяснилось что их, этих встреч, не было.
Справедливости ради отметим, что представитель владельца дома предлагала записать в решении суда «обязать Сибкомплектмонтаж помочь Нетребо в обмене жилья». Но судья почему-то этому не внял. Хотя это было бы то самое справедливое решение, которым давно должно бы закончиться это затянувшееся безобразие.
Суд принял решение отказать Тамаре Александровне в иске.
1 августа она должна была получить решение суда на руки. Но вот уже конец месяца, а решения на руках истица не имеет. Что можно сказать по поводу этого уж совсем непорядочного поведения судебной власти, даже и не знаю. Наверное, одно: непрофессионально все это, как и сам суд вместе с подготовкой к нему. И бог бы с ней, этой неумелостью, если бы не страдал и не мучился человек.
А Тамара Александровна снова попала в больницу. И снова врачи категорически запрещают ей появляться в своей профеноленной квартире. Но куда ей идти?